Когда и где родился иван федоров. Краткая биография ивана федорова - первопечатника, для детей и взрослых написанная

Публикации раздела Литература

«Апостол» - первая датированная печатная книга на Руси

В марте 1564 года вышла первая печатная датированная книга - «Апостол». С нее началась история книгопечатания в России. Вспоминаем интересные факты об «Апостоле» и его издателях.

Книги «От руки»

Иван III Васильевич. Портрет из «Царского титулярника». XVII век.

Титульная страница рукописи «Стоглава» из Главного собрания библиотеки Троице-Сергиевой лавры.

Первопечатник Иван Федоров. Иван Томашевич. 1904 г.

Книгопечатанию в России предшествовала эра рукописных книг. Переписывали их в монастырях, и при этом не обходилось без «человеческого фактора». Чтобы в книгах не появлялись ошибки и отступления от церковных норм, правила работы «списателей» священных текстов опубликовали в Стоглаве 1551 года. Сборник также содержал церковные правила и наставления, древнерусские нормы права и нравственности.

«Благоверный царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси повелел святые книги на торгах покупать и в святые церкви вкладывать. Но среди них мало нашлось пригодных - все оказались испорчены переписчиками, невежественными и несведущими в науках. Тогда он начал размышлять, как бы наладить печатание книг, чтобы впредь святые книги издавались в исправленном виде».

Иван Федоров, послесловие к «Апостолу»

Первая типография на Руси

Приступить к решению проблемы в масштабах страны помог прогресс. Столетием ранее был изобретен печатный станок, позже он появился и в России. В середине ХVI века на Руси были изданы несколько «анонимных» - без указания издателя - книг религиозного содержания. Это были три Евангелия, две Псалтыри и Триодь. В 1553 году государь Иван Грозный повелел на средства царской казны построить Печатный двор - неподалеку от Кремля, на Никольской улице. Из зданий первой типографии сохранилось самое старое - «правильня» или корректорская.

По приказу государеву «изыскать мастерство печатных книг» за дело взялся дьякон Кремлевского храма Николы Гостунского Иван Федоров. Федоров был широко образован: он знал греческий и латынь, умел переплетать книги и занимался литейным делом.

Почему именно «Апостол»

Памятник Ивану Федорову, Москва. Фотография: artpoisk.info

«Апостол», 1564 г. Обложка книги. Фотография: mefodiya.ru

Место бывшего печатного двора, Москва. Фотография: mefodiya.ru

Для печати первого издания взяли «Деяния и послания апостолов», написанные евангелистом Лукой, - часть Нового Завета. Книгу использовали на богослужениях, при подготовке священников и для обучения грамоте в церковно-приходских школах.

Печать столь серьезной книги требовала тщательной подготовки. Для нового начинания Ивану Федорову понадобились помощники - среди них был Петр Мстиславец, которого также считают одним из первых книгопечатников на Руси. Сначала все учились набирать текст и печатать его. Федоров с помощниками делали формы для каждой буквы, отливали все новые и новые свинцовые литеры разных шрифтов и вырезали деревянные орнаменты для украшения глав. За процессом подготовки следил лично государь.

Особенно старательно Иван Федоров и митрополит Макарий отбирали первоисточник - варианты рукописных «Апостолов» присылали из монастырей. При Печатном дворе открыли «справную палату», где готовили образец для печати. Проработки требовал и сам текст книги.

«Надо сказать, что Иван Федоров «облегчил» книгу, устранив из нее многие служебные материалы, не входившие в канонический текст, но по традиции помещавшиеся в рукописных Апостолах. Это всевозможные предисловия, толкования и пр.».

Евгений Немировский, ученый-книговед, доктор исторических наук

От царского повеления запустить печатный станок до самой печати прошло почти десять лет. Лишь в апреле 1563 года мастера принялись изготавливать саму книгу.

Работа над книгой

Фрагмент книги «Апостол». 1564 г.

Фрагмент книги «Апостол». 1564 г.

Печатали первую книгу почти год. За образец шрифта в итоге был взят «рукописный полуустав» ХVI века - некрупные округлые буквы с небольшим наклоном вправо. В таком стиле обычно переписывали церковные книги. Чтобы печатную книгу было удобнее читать, мастера кропотливо выравнивали строки и пробелы между словами. Для печати использовали проклеенную французскую бумагу - тонкую и прочную. Иван Федоров сам гравировал и сам набирал текст.

В 1564 году вышла первая русская печатная датированная книга. В ней было 534 страницы, на каждой - 25 строк. Тираж по тем временам был внушительным - около двух тысяч экземпляров. До наших дней в музеях и библиотеках сохранилось около 60 книг.

Произведение полиграфического искусства ХVI века

Фронтиспис и заглавная страница «Апостола». 1564 г. Экземпляр из Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук.

Фрагмент книги «Апостол». 1564 г. Экземпляр из Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук.

«Апостол» декорировали в стиле древнерусских рукописных книг. Деревянный переплет обтянули сафьяном с золотым тиснением и латунными застежками. Внутри «Апостол» был «с картинками»: книгу украшали 48 рисунков из причудливо переплетенных трав с плодами и шишками. Начало главы печатник выделял орнаментом, а буквицы и вставки еще и красным - киноварью. Краски оказались столь высокого качества, что не выцвели даже спустя столетия.

При столь традиционном оформлении в «Апостоле» появился и новый элемент декора: гравированный фронтиспис - рисунок, размещенный на одном развороте с титульным листом. На нем изображена фигура евангелиста Луки в арке на двух колоннах.

«В прошлом году ввели они у себя печатание… и я сам видел, с какой ловкостью уже печатались книги в Москве» , - отметил работу московских печатников в 1564 году итальянский аристократ Рафаэль Барберини, побывавший в те годы в России.

Годы подготовки и скрупулезная работа над книгой себя оправдали: исследователи не обнаружили в книге ни одной ошибки или опечатки.

Автор послесловия рассказывал о великом церковном строительстве «по всем градом» Московской Руси, особенно «в новопросвещенном месте во граде Казани и в пределах его», и потребности в печатных церковных книгах, не искаженных переписчиками: «все растлени от преписующих ненаученых сущих и неискусных в разуме».

Другие книги Ивана Федорова

Спустя год после выхода «Апостола» Иван Федоров издал сборник молитв под названием «Часовник». Книга вышла двумя «заводами», то есть изданиями. На работу первопечатник потратил около трех месяцев, после чего уехал из Москвы во Львов.

«…Не пристало мне ни пахотою, ни сеянием семян сокращать время моей жизни, потому что вместо плуга я владею искусством орудий ручного дела, а вместо хлеба должен рассевать семена духовные во Вселенной и всем по чину раздавать духовную эту пищу…»

Иван Федоров

Позже он издал еще один вариант «Апостола» и первый русский учебник - «Азбуку», следуя своему жизненному принципу - «рассевать семена духовные». Еще одну книгу Иван Федоров выпустил в типографии города Острога в 1581 году - Острожскую Библию.

Наверное, каждый россиянин наслышан о знаменитом книгопечатнике Иване Федорове. Биографию этого по-настоящему удивительного человека проходят на уроках истории и литературы. В нашей статье будет дана подробная информация о жизни и работе Ивана Федорова с множеством интересных фактов.

Происхождение Федорова

Биография Ивана Федорова наполнена множеством интересных моментов и удивительных фактов. Герой нашей статьи жил во времена Ивана Грозного, а потому судьбу его можно назвать печальной. Талантливый книгопечатник и публицист вынужден был покинуть страну из-за сильнейшего давления со стороны царской власти.

Точное имя Ивана Федоровича не определено. Понятия фамилии на территории российского государства XVI века еще не было, а потому печатник мог подписываться везде по-разному. Чаще всего использовалось традиционное для московской Руси окончание на -ов (Федоров сын). Однако в Псалтыре 1570 года печатник обозначил себя как Иван Федорович.

Биография Ивана Федорова берет свое начало между 1510 и 1530 годами. Точных данных о месте и дате рождения печатника нет до сих пор. При этом сам Иван нередко указывал, что Москва - "его родина и отечество". Проживая в Княжестве Литовском, Федоров прибавлял к своему имени слово "Москвитин".

Жизнь Федорова

Биография Ивана известна не очень хорошо. Ученые до сих пор пытаются определить место и дату рождения знаменитого публициста. Высказываются предположения, что Федоров обучался в Краковском университете, расположенном на территории Речи Посполитой. Некоторые историки и вовсе утверждают, что видели имя Ивана Федорова в списках немецких учебных институтов.

В начале 1530-х годов Иван Федорович примкнул к окружению российского митрополита Макария. Вместе с ним Иван прибыл в Москву, где получил должность диакона в кремлевской церкви Николы Гостуновского. В 1553 году Федоров решает заняться строительством первого в стране типографического дома. Именно здесь он начал работу вместе со своим помощником Петром Мстиславцем.

Некоторые ученые полагают, что у Федорова была жена. Она, по утверждению историков, погибла при пожаре. Возможно, именно из-за этого Ивана отлучили от служения в церкви: вдовцы не имели возможности находиться в рядах духовенства.

Вся биография Ивана Федорова состоит из книгопечатания и служения русской церкви. Что именно печатал герой нашей статьи, и какое содержание имели издаваемые в XVI веке книги?

Типография в Москве

Перед началом своей работы Петр Мстиславец и Иван Федорович задумали подготовить единый для всех книг шрифт. Для этого был взят полуустав - образец почерка в греческих и славянских письменах. Это довольно свободный шрифт, с небольшими сокращениями и ровно выводимыми буквами.

Первой печатной книгой являлся "Апостол", о содержании которого будет рассказано чуть позже. Далее вышел "Часовник", датирующийся 1565 годом. Именно по "Часовнику" многие русские люди учились грамоте; можно сказать, что книга была предназначена для детей.

Биография Ивана Федорова чуть не завершилась в начале 1570-х годов. Сразу после выхода "Часовника" печатнику пришлось покинуть Москву. Какие на то были причины?

Нападение на типографию

Содержит ли биография Ивана Федорова факты взаимоотношений с русским царем? Согласно некоторым данным, правивший на тот момент Иван IV знал о мастерах печатного дела и щедро финансировал их типографию. В Москве был обустроена целая территория - так называемый "Печатный двор". Однако хорошие отношения с царем не спасли книгопечатников от нападок со стороны невежественных людей.

Историки зафиксировали факт сожжения типографии, произошедший незадолго после выхода "Часовника". Английский дипломат Джильс Флетчер, находящийся на тот момент в Москве, объяснил поджог нежеланием духовенства распространять просвещение по стране. Тем не менее, сохранились гравировальные доски и шрифты, которые Иван Федоров поспешил увезти из страны.

Существует также мнение, что Федоров с Мстиславцем были конкурентами для монахов-переписчиков. Цены на их труд начали понемногу снижаться, ведь куда выгоднее был процесс печати.

За границей

Биография первопечатника Ивана Федорова не закончилась. Вместе с верным помощником Петром Мстиславцем, Иван отправляется в Великове литовское княжество. Здесь печатников любезно принял король Сигизмунд II Август. Гетман Ходкевич помог Ивану и Петру обосновать типографию в литовском имении Заблудово. Первая книга, напечатанная русскими за границей, именовалась "Учительским Евангелием". Вышла она в 1568 году. Это сборник евангельских текстов с разными поучениями, толкованиями и дополнениями.

Спустя два года выходит "Псалтырь с Часословцем". Надо сказать, это важнейший момент в биографии первопечатника Ивана Федорова. Именно по "Псалтырю" учились грамоте многие люди XVI века.

Страница одной из книг Федорова выглядела как на фото ниже.

В 1569 году была заключена знаменитая Люблинская Уния - процедура объединения Литвы и Польши в единое государство Речь Посполитая. В биографии печатника Ивана Федорова этот исторический момент сыграл большую роль. Расстроившийся из-за подписания Унии Гетман Ходкевич сильно заболел. У него начались психические расстройства, из-за чего финансирование типографии прекратилось. Чуть позже литовские чиновники и вовсе посчитали печатание делом ненужным, а помещение у Ивана и Петра отняли.

Во Львове

Для детей краткая биография Ивана Федорова будет особенно полезна: история жизни многострадального печатника, столь много сделавшего для образования и книжного дела, закончилась довольно плачевно.

Герой нашей статьи был вынужден уже в третий раз сменить место своего жительства. На этот раз Иван с Петром отправились во Львов. Дорога была трудной, началась эпидемия чумы. Добравшись до города, печатник обнаружил проблему. Как в Москве, так и в Заблудове он жил на средства меценатов. Во Львове же людей, готовых финансировать печатание, было не так много. Помогли печатникам небогатые горожане, впечатленные мытарствами Ивана и его помощника Петра.

В 1573 году выходит второе издание "Апостола". Послесловие в книге стало более обширным и эмоциональным, были исправлены некоторые ошибки. Впервые на форзаце появился собственный знак Ивана Федорова. Чуть позже была напечатана "Азбука" - книга, предназначенная специально для обучения детей.

Биография Ивана Федорова по-настоящему удивительна. Если царь или богатый меценат не смогли нормально финансировать полезную работу печатника, то простые горожане и небогатые священники были готовы постоянно поддерживать труд Федорова. Именно во Львове герой нашей статьи напечатал большую часть своих трудов.

В Остроге

В 1575 году происходит знаменитая встреча Ивана Федорова и князя Константина Острожского, владельца крупного волынского поместья Острог. Константин нуждался в просветительской литературе для образовательного учреждения, которое выстраивалось князем. Краткая биография Ивана Федорова впечатлила Константина. Князь как раз нуждался в образованном человеке, способном обустроить местную типографию. Некоторое время книгопечатник поработал в Дерманском монастыре, а позже переехал в Острог.

В 1577 году Иван отправился в Турцию по поручению князя Константина. Печатник собирался приобрести греческую копию Библии. Полтора года Федоров писал знаменитое "Острожское Евангелие". За образец была взята греческая и московская геннадьевская Библии.

К началу 80-х годов биография печатника Ивана Федорова завершается. В конце жизни герой нашей статьи был разносторонне просвещен и обучен многим ремеслам. Помимо типографической деятельности, Федоров отливал пушки, делал оружие и занимался прочими ремеслами.

Краткая биография Ивана Федоровича описана во многих исторических источниках. По разным свидетельствам, книгопечатник работал в Вене, Дрездене, Кракове и прочих европейских городах. Скончался во Львове в 1583 году.

Технология печати

В начале своей печатной деятельности Иван Федоров подыскивал шрифт. За основу был взят полуустав, который нужно было перенести на матрицу.

Изготовление шрифта - работа очень трудоемкая. В своей московской типографии Петр и Иван работали с матрицей и металлом. Вначале в твердом листе металла вырезались выпуклые формы в виде букв. На мягкой металлической копии, которой и была матрица, отпечатывался текст. В формы наливался металл, после чего происходил набор букв. Это очень трудоемкая и по-ювелирному точная работа, требующая большого терпения и множества усилий.

В 1983 году была выпущена советская марка с изображением Ивана Федорова.

О печатном станке XVI века сохранилось не так много сведений. Лишь в некоторых источниках, где описывается краткая биография Ивана Федоровича, даются некоторые сведения о книгопечатном деле. Саму типографию называли штанбой. Тередорщик - это печатник. Помощник тередорщика, который делал набойки или накладывал краску, именовался батырщиком. Пьям - это верхняя доска печатного станка. Под ней помещался марзан - брусок для обозначения полей в книге. Пунсон играл роль бруска для гравирования букв в матрице. В маце, специальном мешочке, содержался конский волос для набивки краски. Сами листы лежали на тимпане - четырехугольной рамке.

Вес всего станка составлял примерно 104 кг. Изначально Федоров применял всего два шрифта. Чуть позже в русских типографиях накопилось аж шесть разных видов написания.

Произведения

Стоит кратко описать основные книги, напечатанные Иваном Федоровым. Краткие биографии святых (жития) содержались в произведении "Апостол", изданном в 1563 году. Что удивительно, страницы книги совпадают с современным форматом А4. На каждой странице помещалось 25 строк.

"Часовник" 1565 года представлял собой сборник молитв. Чуть позже он был дополнен именами святых, их краткими биографиями для детей. Иван Федоров издал "Часовник" как житие святых и молитвенник, по которому многие учились грамоте.

Монета с изображением Ивана Федорова высоко ценится нумизматами.

"Букварь" 1574 года состоял из 80 страниц азбуки и грамматики. Оригинал книги хранится в Гарвардском университете США.

Знаменитым книгопечатником было издано и множество других книг, а также дополнительных изданий к основным произведениям. Биография у героя нашей статьи по-настоящему насыщенная, полная интересных моментов и удивительных фактов.

Сегодня для нас привычным делом стали печатные издания - книги, журналы, газеты. Стоят они недорого, являются общедоступными, из-за чего отношение к ним часто неуважительное и небрежное. А когда-то книги были дороже золота, ими владели только очень богатые люди. На создание одной книжки тратились многие годы, иногда десятилетия. Это был тяжелый и кропотливый ручной труд, а право быть переписчиком считалось привилегией, получить которую мог далеко не каждый.

В Европе все начало меняться в середине 15 века, когда немец изобрел книгопечатание. На Руси первый по приказу Иоанна Грозного в 1563 году построил Иван Федоров. Что мы знаем о нем сегодня? Краткая биография Ивана Федорова - первопечатника, для детей и взрослых будет очень интересна. Она представлена ниже.

Происхождение

Доподлинно историкам неизвестны дата и место рождения Ивана Федорова, его генеалогия. Считается, однако, что он появился на свет в Москве где-то между 1510 и 1530 годами, принадлежал к белорусскому роду Рагозиных. Многие исследователи жизни первопечатника настаивают, что он родился в 1510 году в Калужской губернии.

Начало биографии

Достоверно известно, что Иван Федоров учился в с 1529 по 1532 год и получил степень бакалавра. Об этом сохранилась запись в архивах университета. Возможно, именно здесь он впервые и услышал о книгопечатанье.

Вернувшись в столицу, молодой человек поступил на службу в церковь Николы Гостунского. Образованный, начитанный, воспитанный, он попал под покровительство митрополита Макария. Последний был приближен к царю Иоанну Грозному, и вполне вероятно, что именно он посоветовал доверить создание первой на Руси типографии способному юноше.

Постройка первой русской типографии

Краткая биография Ивана Федорова - первопечатника, для детей и взрослых раскрывает важный факт. В 1550 году жизнь Федорова сделала крутой поворот. Приказом Иоанна Грозного ему было поручено организовать печатное дело. Развернулась масштабная деятельность по устройству первой русской типографии. Верными помощниками первопечатника в этом непростом деле стали и Маруша Нерефьев. Работы были закончены только в 1563 году.

"Апостол" и "Часовник"

17 апреля 1563 года мастера приступили к созданию "Апостол". Она была закончена почти через год. Официальной датой ее издания считается 1 марта 1564 года.

Любая краткая биография Ивана Федорова - первопечатника, для детей или для взрослых написанная, обязательно упоминает эту книгу, но упускает такие интересные факты:

  • книга имела 268 листов, из них 262 пронумерованных;
  • была выпущена на старославянском языке;
  • при печати использовались красный и черный цвета, при этом красным печатали название глав;
  • первая буква в начале каждой новой главы рисовалась художниками вручную;
  • каждая глава была изукрашена красивым цветочным орнаментом ручной работы;
  • общий тираж "Апостола" составил 1000 экземпляров, из которых сохранилось только 47.

В 1565 году двумя тиражами была выпущена вторая книга - "Часовник". Из 345 экземпляров до нашего времени дошли только 7.

Бегство

  • на первопечатника ополчился высший свет из-за страха, что книгопечатанье сделает грамоту доступной простому народу, а образованных людей эксплуатировать гораздо сложнее;
  • недовольны были переписчики при монастырях, которые фактически теряли свой хлеб;
  • духовенство объявило типографию дьявольским измышлением.

Толчок к побегу дал поджог в 1566 году, в результате которого первопечатник Иван Федоров потерял почти все имущество. Он направился в Литву.

Литовский период

Великое Литовское княжество радушно приняло печатных дел мастера. Первопечатник Иван Федоров с помощью гетмана Ходкевича построил новую типографию в Заблудове. В 1568-1569 гг. было издано "Евангелие учительное", а в 1570 году увидел свет "Псалтырь с часословцем".

По неведомым причинам Ходкевич вдруг прекратил финансирование книгопечатания, подарил Федорову небольшую деревню и посоветовал заняться земледелием. Иван Федоров - первопечатник, краткая биография для детей и взрослых которого описана в статье, остался верен своему делу. Он собрал пожитки и вместе с семьей (известно, что у него была жена и дети) переехал во Львов.

Работа во Львове

В третий раз первопечатник Иван Федоров начал жизнь заново. Он организовал типографию, где в 1574 году выпустил 2 книги:

  • "Апостол" с дополнениями и исправлениями;
  • "Букварь".

Последняя - одна из самых ценных книг в мире. До нашего времени дошел всего 1 ее экземпляр. Сегодня он хранится в Гарвардской библиотеке.

Переезд и закат

В 1575 году Федоров получил приглашение от одного из самых богатых шляхтичей - Константина Острожского, устроить типографию в Остроге на Волыне. Первопечатник принял предложение и снова переехал на новое место. Там на деньги шляхтича он организовал типографию.

Острожский период оказался самым плодотворным в жизни Ивана Федорова. С 1578 по 1581 гг. он выпустил 6 книг.

В 1582 году печатных дел мастер вернулся к семье во Львов, где умер в бедности в 1583 году. Он был похоронен в Свято-Онуфриевском монастыре. На этом закончилась краткая биография Ивана Федорова - первопечатника, для детей и взрослых написанная.

Иван Фёдоров - русский первопечатник


Введение

Иван Федоров

1. Жизнь Ивана Федорова

2. Печатное дело

3. Полиграфическая техника

Первые книги

1 Апостол

2 Часовник

3 Букварь

4 Второе издание букваря Ивана Федорова

Заключение

Список литературы


Введение


Когда на Руси появилась первая печатная книга? Она появилась 1 марта 1564 года в Москве в государственной типографии, которую основал Иван IV и которую возглавил русский первопечатник Иван Федоров. Полное название книги Деяния апостольские, послания соборные и святого Павла послания, но более известно ее краткое название «Апостол».

Если попытаться вкратце рассказать о его жизни, то получится примерно так: Федоров Иван родился около 1510, умер в 1583 году, основатель книгопечатания в России и на Украине. В 1564 в Москве совместно с П. Мстиславцем выпустил первую русскую датированную печатную книгу «Апостол». Позднее работал в Белоруссии и на Украине. В 1574 выпустил во Львове первую славянскую «Азбуку» и новое издание «Апостола». В 1580-81 в Остроге издал первую полную славянскую Библию.

Остановимся более подробно на биографии Ивана Федорова, на его вкладе в развитие печатного дела, рассмотрим полиграфичекую технику и первые книги, изданные им.


1. Иван Федоров


1 Жизнь Ивана Федорова


Иван Федоров, настоящее имя Иван Федорович Московитин, - основатель книгопечатания в России и Украине. Точной даты рождения Ивана Федорова ученым установить не удалось. Считается, что он родился около 1510 года. О ранних годах первопечатника почти ничего не известно. Некоторые ученые-историки высказывают предположение, что он обучался в Краковском университете, другие упоминают о его имени, встречавшемся в списках студентов немецких учебных заведений.

В 1530-1550-е годы, по-видимому, принадлежал к окружению митрополита Макария, и с ним приехал в Москву, где занял должность диакона в кремлевском храме Николы Гостунского - одну из самых заметных в московской иерархии.

В 1553 году Иоанн IV приказал строить в Москве особый дом для типографии, но последняя была открыта только в 1563 году, когда в ней и начали работать первые русские печатники - Иван Федоров и Петр Мстиславец. Через два года они окончили печатать "Апостола". Тотчас же по выходе "Апостола" начались гонения на печатников со стороны переписчиков, и Иван Федоров и Петр Мстиславец должны были бежать в Литву, где их радушно принял гетман Хоткевич, который в своем имении Заблудове основал типографию. Вместе с Иваном Федоровым покинул Москву и его сын Иван, который всю свою жизнь посвятил делу отца. К тому времени Иван Федоров был уже вдовцом. Некоторые ученые полагают, что его любимая жена погибла в пожаре. Доказательством тому, что Иван Федоров овдовел в Москве служит его переход с должности дьякона на работу по устройству типографии. Дело в том, что духовенство обычно отстраняло от церкви служителей-вдовцов.

Первой книгой, отпечатанной в Заблудовской типографии Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем, было "Учительное Евангелие" (1568). Позднее Иван Федоров с целью продолжения типографского дела переселился во Львов и здесь в 1574 году в основанной им типографии напечатал второе издание "Апостола".

Через несколько лет его пригласил к себе князь Константин Острожский в город Острог, где он напечатал, по поручению князя, знаменитую "Острожскую Библию", первую полную Библию на славяно-русском языке. Вскоре после этого, в декабре 1583года, "друкарь москвитин" скончался в предместье города Львова, в страшной нищете.

иван федоров печатная книга

1.2 Первая печатная книга на Руси

иван федоров печатная книга

Основываясь на свидетельство первопечатника, считают, что типография в Москве была открыта в 1563 году. Для начала типографской деятельности Иван Федоров и Петр Мстиславец изготовили и отлили один шрифт, использовав рисунок полуустава. Изготовление шрифта - трудоемкая работа. Вначале изготавливалась матрица - вырезалась в твердом металле выпуклая форма для каждой буквы, изготавливалась ее копия путем оттиска на более мягком металле полученная углубленная форма и называлась матрицей. Наливая в нее металл, получали литеры в нужном количестве. Затем из этих букв набирался текст, который требовал ювелирной точности соблюдения промежутков между буквами и словами. «Апостол» издан как совершенное произведение печатного искусства.

Исследователи установили, что текст «Апостола» отличается от распространенных в то время рукописных «Апостолов». Это могло означать только одно - производилось тщательное редактирование текста. Ученые допускают, что его редактировали либо в кружке митрополита Макария, либо самим первопечатниками Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем.

Второй книгой, вышедшей из московской типографии Ивана Федорова, был «Часовник», выпущенный двумя изданиями в 1565 году. Первое из них было напечатано 7 августа 1565 года и окончено 29 сентября 1565 года. Другое печаталось со 2 сентября по 29 октября. По этой книге учились читать. Других книг, изданных Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем в Москве, мы не знаем. Но они, скорее всего, существовали, поскольку о некоторых из них упоминает библиограф XVIII века епископ Дамаскин (1737-1795).

К сожалению, вскоре после издания «Часовника» Ивану Федорову и Петру Мстиславцу пришлось покинуть Москву. Гонимые недоброжелателями, они нашли приют в Литовском княжестве в Заблудово. Кто именно был противником первопечатников, нам неизвестно. В послесловии к «Апостолу» можно найти такие строки, описывающие причины отъезда из Москвы: «…от злобы, часто случающейся на нами не от самого того государя, но от многих начальников и священноначальников и учителей, которые на нас из зависти многие ереси умышляли, желая добро во зло превратить и Божие дело в конец погубить, как бывает в обычае злонравных, ненаученных и неискусных в разуме людей, не имеющих навыка в грамматических тонкостях и не имеющих духовного разума, но напрасно произносящих злое слово… Это изгнало нас от земли, отечества и народа нашего и заставило переселиться в чужие незнакомые страны».

Крупный литовский земельный магнат Григорий Александрович Ходкевич пригласил печатников в свое имение Заблудово (под Белостоком), чтобы там они устроили типографию и печатали книги для снабжения ими православных церквей. Первой книгой, вышедшей в Заблудове, было «Евангелие учительное». Эта книга во многом отличалась от московских изданий. Наличие подробного титульного листа, предисловия, а не послесловия, которое было написано самим Ходкевичем - вот основные отличия этой книги. Нужно отметить, что в предисловии Ходкевич упоминает первопечатников с большим уважением, называя их по имени и отчеству Иван Федорович Москвитин и Петр Тимофеевич Мстиславец, тогда как в Москве их называли как людей простого звания.

«Евангелие учительное» было издано с тем же совершенством, что и московский «Апостол», но оно стало последней книгой, которую Иван Федоров и Петр Мстиславец издали совместно. На этом их жизненные пути разошлись. Петр Мстиславец уехал в Вильно, где он продолжил дело книгопечатания. Последней книгой, изданной в Заблудове, был «Псалтырь с Часословцем» (1570).

В 1569 году была заключена Люблинская уния, окончательно закрепившая объединение Польско-литовского государства, после чего отношения с Москвой обострились, а православие стало постепенно изгоняться из государства. Понятно, что в таких условиях просветительская деятельность Ивана Федорова стала невозможной. Ходкевич подарил Федорову деревню, которая могла бы прокормить его, но первопечатник не хотел оставить своего любимого дела. И тогда вместе с сыном, а возможно, и с другими работниками типографии, Иван Федоров переехал во Львов.

Дорога была трудной: в местности, которую надо было пересечь, началась эпидемия чумы. Но и добравшись до Львова, Иван Федоров оказался в совершенно иных условиях, нежели был до сих пор. Если в Москве типография существовала на государственные средства, а в Заблудове на средства мецената, то во Львове надо было найти либо состоятельных людей, либо обратиться к церкви. Иван Федоров подробно рассказал о своих мытарствах в послесловии к «Апостолу», который он все же напечатал во Львове. И помогли ему небогатые священники и небогатые горожане. Он получил помощь от людей, понимавших огромное значение книги.

В феврале 1573 года Иван Федоров приступил к печатанию второго издания «Апостола». Отличие нового издания заключалось в более обширном и эмоциональном послесловии. В конце книги целую страницу занимает типографская марка Ивана Федорова. В богатом орнаменте с одной стороны помещен герб города Львова, с другой - знак Ивана Федорова, появляющийся во всех последующих изданиях. В конце книги на 9 страницах отпечатано послесловие, которое изумляет свои содержанием и формой. Само по себе оно является литературным памятником. Из него становится очевидным, что знакомство автора с произведениями Максима Грека, Андрея Курбского, «Стоглавом», а также сочинениями своих современников.

В том же году, что и «Апостол» Иван Федоров напечатал «Азбуку», в послесловии к которой он пишет, что сложил эту книгу «ради скорого младенческого научения» и перечисляет источники, из которых брал тексты. Единственный экземпляр этой книги в 1927 году был найден в Риме, сейчас этот раритет находится в США.

В 1575 году произошла знаменитая встреча Ивана Федорова с князем Константином Константиновичем Острожским, владельцем крупного поместья Острог (город на Волыни, к северо-востоку от Львова). Этот феодал принадлежал к православной церкви и поддерживал украинское национальное движение. Богатство помогло Острожскому вести свою политику и создать в своем имении просветительские учреждения. Для осуществления этой цели он собрал в своем поместье высоко образованных людей, которые занимались педагогической и литературной деятельностью. Иван Федоров был как раз тем человеком, в котором он очень нуждался, так как для осуществления просветительской деятельности в Остроге остро не хватало типографии. Иван Федоров или просто Друкарь, как его назвали на Украине, был единственным человеком, обладающим кириллическим шрифтом.

Но первопечатник не сразу начал печатать книги на новом месте. Сначала Острожский назначил его управителем Дерманского монастыря, находившегося на землях князя. Но служба тяготила художественную натуру первопечатника. Книги - вот что занимало его всецело. И в конце 1576 года он снова во Львове, куда его призвали многочисленные дела, связанные с книгопечатанием. По различным сохранившимся документам установлено, что в то время Иван Федоров обладал широкими деловыми связями.

В 1577 году он ездил в Турцию. Считается, что князь Острожский послал его для покупки греческой «Библии». В 1579 году Иван Федоров окончательно переселился в Острог. Это было время, когда там шла работа по подготовке к печати текста «Библии». Вначале ученые, которые жили в Остроге, хотели перевести «Библию» на украинский язык, но затем отказались от этой идеи, боясь неточностей перевода, которые могли исказить содержание. За образец «Библии» была взята московская геннадиевская рукопись. Печатание книги растянулось на полтора года. Из Львова Первопечатник сумел привезти только крупный московский шрифт «Апостола», которым он и печатал свои последние книги. Но для «Библии» этот шрифт был непригоден - книга получилось бы слишком большой. Поэтому для печатания книги были отлиты два новых шрифта: один для основного текста, другой, совсем мелкий, - для примечаний. А для заглавных листов был использован крупный московский. Послесловия и предисловия были отпечатаны параллельно с церковнославянским греческим шрифтом. Острожская «Библия» представляет собой очень большую книгу, в которой 628 листов. Текст напечатан в два столбца, что являлось новым приемом в русской и украинской книге. На последней странице помещено послесловие с указанием даты выхода в свет и типографский знак. В отличие от ранних книг Ивана Федорова, в «Библии» нет указания о начале работы, ученые предполагают, что она была начата либо в 1579, либо в 1580 году.

В мае 1581 года была напечатана «Хронология» Андрея Рымши. Автор книги, как полагают, был из Острожской высшей школы. Ученые предполагают, что в Остроге вышла новая редакция «Азбуки», которая была несколько раз переиздана. На эту мысль наводят две «Азбуки» в Англии - в Кембрижской и Оксфордской библиотеках.

В 1582 году Иван Федоров вернулся во Львов, привезя с собой 400 экземпляров «Библии». Львовская типография первопечатника была заложена за большую сумму, и выкупить ее у Ивана Федорова не было денег. И он решил основать новую типографии, но этим планам уже не суждено было осуществиться.


1.3 Полиграфическая техника


О печатном стане для первых книг не сохранилось сколько-нибудь подробных источников, известно лишь, что он был сделан по итальянским образцам. Надо сказать, что вся типографская терминология, продержавшаяся до середины XIX в., была целиком заимствована у итальянцев.

Вот, например:

тередорщик (печатник) - tiratore;

батырщик (набойщик или накладчик краски на литеры) - battitore;

пиан, или пьям (верхняя доска печатного станка) - piano;

марзан (брусок, вкладываемый в печатную форму там, где должны оставаться поля в книге) - margine;

пунсон (стальной брусок с выгравированной на торце буквой для пробивки матриц) - punzone;

маца (кожаный мешочек, набитый шерстью или конским волосом, с рукоятью для набивки краски на литеры) - mazza;

тимпан (четырехугольная рама при станке, которую обтягивали пергаменом и накладывали на нее печатный лист) - timpano;

штанба (книгопечатное заведение) - stampa.

Среди типографских терминов того времени встречается только одно немецкое слово - друкарня (типография). Оно было занесено на Русь из юго-западных полиграфических мастерских. Эти же термины использовались во всех европейских типографиях

Единственным источником сведений о станке Федорова является, пожалуй, только опись его типографского имущества, сделанная вскоре после смерти печатника во Львове. Там нашлось такое описание: "типографский станок со всеми принадлежностями из дерева, …большой литой медный винт с гайкой и пластиной, которой прижимают литеры, и рама, в которую помещают литеры". Можно заключить, что размер его был сравнительно небольшой, поскольку указанный вес всех медных деталей в сумме составляет примерно 104 кг.

Самая ранняя сохранившаяся документация Московского печатного двора относится к первой половине XVII в. Важнейшими свидетельствами используемой полиграфической техники первой русской типографии являются сами федоровские издания. Учитывая с большой долей вероятности тот факт, что оборудование и приемы не менялись, по крайней мере, в течение 100 лет после смерти великого мастера, ученые смогли реконструировать шрифты, очертания форм для иллюстраций, приемы набора, верстки и печати, а также технику переплета русских первопечатных книг.

Итак, количество шрифтов, находящихся в распоряжении Анонимной типографии равнялось 5. В самом первом из них, для набора узкошрифтного Четвероевангелия 1553 г., литеры отливались вместе с надстрочными знаками. Этот прием заимствован из Западной Европы. Начиная со следующего издания - Триоди постной 1555 г. - буквы и надстрочные знаки уже отливали отдельно (историки считают это косвенным свидетельством появления в Анонимной типографии Ивана Федорова).

Сам же Москвитин в своей работе применял 6 шрифтов. Все московские, заблудовские и львовские издания набраны московской гарнитурой, имитирующей полууставное письмо XVI в. Сначала этот шрифт имел только два размера. Позже, в Остроге, Федоров отлил еще два увеличенных его размера и греческий шрифт в двух кеглях.

Все рисунки для шрифтов и пуансоны изготовил сам мастер. В XVII в. гравировка пуансонов была уже обязанностью граверов-резцов. Дело это было очень трудоемкое - для подготовки пуансонов всего шрифта требовалось несколько месяцев. На печатном дворе строго следили за тем, чтобы рука у резца была твердой.

Ударом молотка вдавливая торец пуансона с буквой в медный брусок, получали матрицы для отливки литер. Только опытный мастер мог рассчитать силу удара, чтобы углубление было везде одинаковым.

В XVI-XVII в.в. секрет типографского сплава русским печатникам был еще не известен, поэтому шрифты отливали из олова. Знаки шрифта хранили в кассах, однако устройство их было не слишком удобным, что сильно замедляло скорость набора.

Для получения книжных иллюстраций и орнаментов гравировали деревянные доски, чаще всего из грушевого дерева. Пилить его на доски нужно было обязательно вдоль ствола. Рисунок для резьбы составляли знаменщики (художники, расписывающие красками и золотом парадные издания). Вырезание зеркального изображения на доске называлось "обронной " резьбой.Изготовить доску для одной гравюры удавалось лишь за 2-3 месяца.

На первых порах при печатном стане работали два человека - батырщик и тередорщик. Совершенно очевидно, что в процессе создания первых московских изданий Федоров и Мстиславец делили эти должности между собой.

Черную краску для набивки варили в самой типографии из сажи, дорогую же киноварь покупали. Самым сложным процессом как раз и была двухцветная печать. В анонимных изданиях применялась московская техника печати за один проход. При этом всю форму покрывали черной краской, а с литер, предназначенных для красных отпечатков, ее аккуратно стирали, и кисточкой наносили киноварь. Позже перешли к двухпроходной печати сначала с двух разных форм, а затем с одной. Все федоровские издания напечатаны последним способом.

Перед печатью бумагу увлажняли на мокрой ткани, помогая ей лучше воспринимать краску.

Готовые оттиски собирали в тетради и каждую выколачивали деревянным молотком, не допуская увеличения толщины у корешка. Все собранные вместе тетради выравнивали в тисках, после чего обрезали. В парадных изданиях (для подношение царю или патриарху) обрез золотили или окрашивали краской. Для сшивания чаще всего использовали конопляные нитки в несколько сложений. Переплетными крышками служили доски, обтянутые тканью или кожей. Как правило, в ход шли кожи телячьи или овечьи, реже конские и козьи.

Кожаный переплет нередко украшали тиснением с помощью специального штампа.

Завершалось книжное творение прикреплением к переплету застежек и угловых накладок. Именно эти застежки и помогали продлить жизнь произведениям полиграфического искусства.

За исключением поворота винта станка для прижатия печатного листа к форме все операции делались вручную. А ведь была еще редакторская, корректорская, литературная и художественная работа! Какой же титанический труд вкладывали первопечатники в свое произведение! Изо дня в день в течение года самоотверженно продвигались они к воплощению своего дерзновенного замысла. Помогали им в этом не только талант, но и высокая сила духа.


2. Первые книги


2.1 «Деяния Апостолов» (1564 г.)


Первопечатники действительно создали модель, ставшей основой для последующих изданий русских мастеров-типографов. Блоки текста на странице имеют 25 строк, причем все строки выровнены по правому краю. Что удивительно, такие блоки (21 х 14 см) почти совпадают с размером современной страницы А4. Размер шрифта, его легкий полууставный наклон вправо, длина строки, расстояние между строками - все удобно для движения глаз и создает комфорт при чтении. По всем правилам подготовки типографского издания Апостол снабжен колонтитулами, подстрочными и надстрочными ссылками. Книга печаталась двумя красками. Однако в знаменитом федоровском орнаменте заставок из виноградных листьев и шишек, разработанном на основе растительных орнаментов рукописной книги, использован только черный цвет. Сплетающиеся листья, создавая ощущение объема, выглядят не менее нарядными, чем многоцветные. Талантливый типограф тонко чувствовал красоту и изящество черно-белого изображения.

Творчески переработав орнаментальные приемы школы Феодосия Изографа, мастер закрепил в книжной графике так называемый старопечатный стиль. Нужно заметить, что при этом орнаменты в книгах Федорова всегда имеют служебное назначение: они не вытесняют текст на второй план, а, напротив, выделяют и украшают его, привлекая внимание читателя. Не менее замечательна миниатюра, по традиции включающаяся в издания такого рода. В древнерусских апостолах обычно изображался автор за написанием книги. Апостол же Лука у Федорова не пишет, а держит книгу в руках. Фигура евангелиста не имеет никакого фона - она будто парит в воздухе. Письменные принадлежности оставлены в стороне на столике. А книгу держит не писец, а печатник. Таким приемом художник увековечил память о себе, как о первом создателе русской печатной книги.Безусловно, самая первая печатная книга не могла быть совершенна. По некоторым ошибкам в нумерации страниц можно предположить, что условия в типографии были нелегкими. Вероятно, приходилось разбирать набор для высвобождения шрифта под следующие тексты.


2.2 Часовник (1565 г.)


Это карманное издание - сборник молитв, по которому вели богослужение и обучали грамоте детей. Часовник и буквари Ивана Федорова были уже типами массовой и учебной книги. Пользовались они большим спросом и зачитывались до дыр, поэтому выдерживали не одно издание. Надо сказать, что тягу к созданию книг для обучения Москвитин сохранил до конца своей жизни. Поиски типа книги первопечатник продолжил впоследствии и на Украине. В частности, не характерным для типографа явился алфавитно-предметный указатель "Собрание вещей нужнейших вкратце, скораго ради обретения в книзе новаго Завета по словесам азбуки" (1580 г.), который можно считать и первым в истории русской словесности сборником афоризмов.


2.3 Букварь (1574 г.)


Самый первый букварь напечатан Иваном Федоровым, основателем книгопечатания на Руси, во Львове в 1574 г. Сегодня в мире существует единственный экземпляр этой книги, который на счастье прекрасно сохранился. Он принадлежит библиотеке Гарвардского университета США. Приобретен был в 1950 г., и только в 1955 г. мир увидел полную фотокопию неизвестного до этого учебного пособия. Любопытно, что в Гарвард букварь попал из Парижского собрания С.П. Дягилева.

Книга не имеет никакого заглавия, поэтому ее называют еще и азбукой, и грамматикой. Составлена она из пяти 8-листных тетрадей, что соответствует 80 страницам. На каждой странице по 15 строк. Написан букварь на старославянском языке. Некоторые его страницы украшены характерными для изданий Ивана Федорова заставками в виде орнаментов из сплетающихся листьев, бутонов, цветов и шишек. Первую страницу занимают 45 строчных букв кириллицы. Причем алфавит приводится в прямом и обратом порядках, а также в разбивку 8-ю колонками. Вероятно, такой прием повторения алфавита помогал лучшему запоминанию.

В азбуке использован буквослагательный метод, унаследованный от греков и римлян, предполагающий заучивание наизусть слогов. Сначала шли двухбуквенные сочетания с каждой гласной по алфавиту (буки - аз = ба), затем те же слоги с добавлением третьей буквы (буки - рцы - аз = бра). Здесь аз, буки, рцы - буквы кириллического алфавита.

В раздел "А сия Азбука от книги осмочастныя, сиречь грамматикии" автор поместил образцы спряжения глаголов на каждую букву алфавита, начиная с "б". Здесь же приведены формы страдательного залога глагола бити.

Раздел "По прозодии а еще дващи лежащее се есть повелительная и сказательная" дает сведения об ударениях и "придыханиях" в словах. А раздел "По ортографии" содержит отдельные слова для чтения, записанные полностью или сокращенно (под знаком "титло" - надстрочным значком, означающим пропуск букв).

Азбука заканчивается акростихом. В азбучном акростихе (греч. "край строки"), или азбучной молитве каждая строка, передающая содержание одной из религиозных истин, начинается с определенной буквы. Если взглянуть на левый край строк сверху вниз, то и получится алфавит. Так и Священное Писание вспоминалось, и алфавит закреплялся.

Вторая часть букваря целиком посвящена материалу для чтения. Это не только молитвы, но и отрывки из притч Соломона и посланий апостола Павла, которые как бы дают советы родителям, учителям и ученикам.

На последней странице даны 2 гравюры: герб г. Львова и издательский знак первопечатника.

Иван Федоров сам тщательно подбирал материал для включения в свой первый букварь. В послесловии о своей роли составителя он написал: "еже писах вам, не от себе, но от божественных апостол и богоносных святых отец учения, … от грамматикии мало нечто ради скорого младенческого научения". Некоторые исследователи сравнивают труд по созданию этого букваря с научным подвигом. Ведь Иван Федоров проявил себя не только как выдающийся мастер книжного дела, но и как талантливый педагог. Впервые азбука пыталась внести в процесс обучения чтению элементы грамматики и счета (часть текста была поделена на мелкие нумерованные параграфы). Кроме того, в детском учебнике изложены поучения о воспитании, которое совершать нужно "в милости, в благоразумии, в смиренномудрии, в кротости, долготерпении, приемлющи друг друга и прощение дарующе". Первые ростки гуманистической педагогики были для средневековой Руси безусловным новаторством. А скромная книжечка для начального обучения грамоте вышла далеко за рамки обычной азбуки, и явилась началом целой эпохи, которую изучает букваристика.


2.4 Второе издание букваря Ивана Федорова (1578 г.)


"Книжка по-греческия "Алфа Вита", а по русскии "Аз Буки", перваго ради научения детьскаго", выпущена в 1578 г. в г. Остроге. Уехав из Львова, Москвитин (так называл себя первопечатник - выходец из Москвы) основал типографию в родовом имении киевского воеводы князя Константина Константиновича Острожского. Азбуку так и называют - Острожская. Она известна по двум сохранившимся экземплярам - в Королевской библиотеке Копенгагена и городской библиотеке г. Готы (Германия).

Книга богаче украшена. Помимо заставок и концовок здесь уже появились заголовки, выполненные вязью, а также буквицы - первые буквы абзаца высотой в одну или несколько строк, выполненные в виде орнамента. Повторяя построение первого издания, азбука кроме славянских текстов включает и греческие. В то же время нумерация параграфов и кириллические числа в конце страницы убраны.

Но самое замечательное отличие этой азбуки в том, что в конце ее Иван Федоров впервые опубликовал великолепный памятник славянской литературы. Это "Сказание, како состави святый Кирилл философ азбуку по языку словенску, и книги переведе от греческих на словеньский язык", созданное в IX в. Черноризцем Храбром.

Вся жизнь Ивана Федорова была посвящена по его словам тому, чтобы "по свету рассеивать и всем раздавать духовную пищу". Острожская азбука еще раз подтверждает это - где бы Москвитин ни основывал типографию, везде издавал книги для обучения чтению и письму.


Заключение


Красной нитью через все послесловия проходит тема просвещения, пускай и "божественного". "Божественное слово" у Москвитина ассоциируется с книгой. К 80-м годам XX в. ученые насчитывали свыше 500 экземпляров 12 изданий великого русского просветителя. Многие из них сегодня хранятся в музеях и частных коллекциях Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России, Киева и Львова, а также - в Польше (Варшаве и Кракове), Югославии, Великобритании, Болгарии и США. До сих пор поражают они современников своим высочайшим художественным совершенством. Жизнь его была подвигом по своей цели, по своей самоотверженности и достигнутым необыкновенным результатам. Беззаветный труд, сопряженный с постоянными неудачами и переездами, мучительные и упорные поиски технических и художественных приемов, филологические, корректорские, писательские и педагогические разыскания ставят Ивана Федорова не только на место выдающегося техника-полиграфиста. Этот человек русский был и остается в памяти всех людей грамотных просветителем, художником, творцом, создателем русской и украинской книжности, выдающимся деятелем русской и славянской культуры второй половины XVI в.


Список литературы


1.Кизиветтер А.А. Иван Федоров и начало книгопечатания на Руси. М., 1904

2.Кукушкина М.В. Книга в России в XVI веке. - СПб.: Петербургское востоковедение, 1999, 202 с. Серия "Slavica Petropolitana", III.

Лукьяненко В.И. Азбука Ивана Федорова, ее источники и видовые особенности // ТОДРЛ. М.-Л., 1960.

4.Малов В. Книга. Серия "Что есть что", М., СЛОВО, 2002.

Немировский Е.Л. Иван Федоров. М., 1985.

Немировский Е.Л. Полиграфическая техника Ивана Федорова и его учеников. В книге "Иван Федоров" М., Наука, 1959 или Вопросы истории естествознания и науки, 1984, № 1.

От азбуки Ивана Федорова до современного букваря /Сост. Богданов В.П. и др.-М.: Просвещение, 1974

Тихомиров М.Н. У истоков русского книгопечатания. М., АН СССР, 1959.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Первопечатник Иван Федоров, биография Ивана Федорова

– первопечатник, легенда, биография Ивана Федорова заставит вас затаить дыхание и быть счастливым. В этой статье, уважаемые друзья, вы сможете прочесть как биографию Ивана Федорова , так и вообще то, что он оставил после себя.

Первопечатник Иван Федоров , именно до него раньше книги писались вручную. Писать от руки книгу это гигантский труд, за счет чего в древности книги были большой ценностью. В 15 веке был изобретен первый печатный станок. В 1563 году по указу царя Ивана Грозного на Руси была создана первая типография. Руководителем типографии назначен был церковный дьякон , впоследствии ставший первопечатником.

Из сохранившихся источников известно, что биография Ивана Федорова началась примерно в 1510 году во , получил образование и степень бакалавра в Краковском университете. Также известно, что происходил он из белорусского рода Рагозиных. Первая книга, которая была издана в 1564 году, называлась “Апостол”. Федоров со своим напарником Петром Мстиславецом работали над книгой год. Заглавная буква каждой главы этой книги была красного цвета, каждая глава украшалась красивым узором, с переплетавшимися виноградными ветками лозы. Второй книгой, выпущенной первопечатником и его помощником, стала “Часовник”, использовали как учебное пособие, для обучения детей чтению. Эта книга оказалась последней, выпущенной Иваном Федоровым в России.

Создание типографии в Москве пришлось не всем по вкусу, многие считали, что писать священные писания печатным станком это настоящее кощунство. Да и теперь с появлением станка труд монаха — переписчика стал совершенно невыгодным. В 1566 году случился пожар в типографии и полагается, что это был поджог. В итоге Ивану Федорову пришлось со своим помощником покинуть Россию. Уехав, из России Федоров и Мстиславец продолжили работать в типографии уже в Литве. Здесь типография расположилась в городе Заблудове и называлась друкарня. В 1569 году была здесь напечатана последняя совместная книга Федорова и Мстиславеца “Учительское Евангелие”. После выхода этой книги Мстиславец переехал в Вильну, где открыл свою типографию.

Оставшись один, принялся печатать “Псалтырь с Часословцем”. Гетман Ходкевич, во владениях которого находилась друкарня Федорова, закрыл вскоре типографию Федорова. Федоров в 1572 году открыл типографию во Львове, где издал труд “Апостол”, а в 1974 году здесь же выпустил “Азбуку” на русском языке. В 1583 году во Львове умер первопечатник, здесь же был похоронен на кладбище Онуфринского монастыря. В 18 веке останки были перенесены и перезахоронены в притворе самой церкви. Конец биографии Ивана Федорова был предсказуем, он умер, как и всякий человек в мире. Надгробный камень содержал следующую запись “Друкарь книг пред тым невиданных ”.