Представить предмет не называя его. Игры и упражнения для развития связной устной речи

Игра для ребенка - это не простое развлечение. Это занятие, которое помогает ему развиваться, познавать мир, учиться контактировать со сверстниками и взрослыми, осознавать не только себя и свои личные потребности, но и других людей и их нужды. Играть можно по-разному: с помощью игрушек, спортивного снаряжения, настольных игр, коллективных забав. Существуют такие игры, в которые можно с удовольствием погрузиться с головой на очень долгое время и получить в результате не только удовольствие, но и практическую пользу от развлечения. Среди них - игра «Описание предмета». Что это за занятие, как в него играть и что для этого нужно - подробнее вы узнаете из данной публикации.

Простые игры для детей

Дети, предоставленные сами себе, в конечном итоге всегда придумывают для себя и своих друзей не самые лучшие развлечения, иногда даже опасные. Увлечь ребятню на самом деле не так уж и сложно, тем более что годами педагоги и воспитатели разрабатывали для своих подопечных интересные задания. Некоторые из них, увлекательные и интересные (это факт), остались в далеком прошлом родителей, сейчас же им пришло время покопаться в памяти и вспомнить, чему учили на занятиях в детском саду, лагерях и на продленке в школе.

Среди любимейших занятий детворы многие годы значились очень простые, но забавные игры:

    «Последняя буква» - когда ведущий называет слово, а игроку нужно произнести новое, но которое будет начинаться на последнюю букву предыдущего.

    «Испорченный телефон» - игроки шепчут сказанное первым участником слово на ухо друг другу, а последний человек озвучивает результат. Зачастую первоначальный вариант извращался до неузнаваемости из-за всеобщего смеха.

    «Описание предмета» - игра, немного более серьезная, чем предыдущие, заключалась в том, чтобы участники давали характеристику разным вещам. В нее можно играть как большой группой, так и просто попивая чай на кухне в семейном кругу.

Большим плюсом данных занятий является то, что они не требуют использования специального оборудования, материалов и способны утихомирить расшумевшихся детей.

Так много полезного!

«Описание предмета» - это прежде всего развивающая игра, которую используют педагоги для развития речи детей. Это довольно универсальное занятие, которым могут заниматься и малыши двух-трех лет, и ребята постарше, в том числе школьники младших классов. Цель задания - всестороннее описание предмета с натуры или его изображения. Такая игра очень хорошо помогает увеличить словарный запас детей, кроме того, она учит концентрации внимания, ведь участникам всегда нужно следить за тем, что говорили конкуренты, тренирует память за счет того, что необходимо вспоминать уже произнесенные характеристики и свойства.

Когда дети играют группой - в ходе занятия они нарабатывают хорошие коммуникативные навыки, понимают принцип взаимодействия между собой. В семейном кругу - это шанс найти подход к малышу; разговорив его во время простой игры, родители сумеют достучаться до чада и в более серьезных вещах.

Правила описаний

Основная цель игры - описание предметов. Правила традиционного варианта предполагают, что ведущий (учитель, воспитатель, родитель или няня) показывают ребенку предмет. Это могут быть заранее подготовленные вещи или любой попавшийся под руку предмет, а участникам нужно создать его словесный портрет, выделив как можно больше характеристик. Можно даже обойтись без визуального объекта, ведущему достаточно назвать задуманное слово, тогда игра получится интереснее, ведь дети будут задействовать собственное воображение и фантазию.

Если это игра без спортивного интереса, соответственно без победителей и проигравших, участники называют свойства предмета до тех пор, пока не закончатся их знания. Во время соревнования дети по очереди описывают загаданную вещь и победителем считается ребенок или группа, которая придумала последнее слово.

Кто в игре?

Игра «Опиши предмет» хороша еще и тем, что для участия в ней достаточно будет задействовать даже одного ребенка. То есть мама и малыш смогут бесконечно долго (или пока не надоест одному из них) описывать все, что их окружает. С не меньшим увлечением играть будет группа из нескольких детей.

В случае, когда в игре занято более 2-3 ребят, имеет смысл поделить их на команды. Такое нововведение более действенно для детей старшего возраста, способных уже осознать и понять дух здорового соперничества. Кроме того, для такой игры нужен действительно хороший словарный запас, иначе тема беседы слишком быстро исчерпает себя.

А говорить будем о…

Описание предмета - игра для детей, которая может быть интересна малышам с разными увлечениями. Чтобы вовлечь участника в занятие, можно подобрать наиболее привлекательные для него предметы для описания - любимые игрушки, героев мультфильма или даже картинки с пейзажами.

Дидактические материалы, которые будут использованы, лучше всего подбирать по определенной теме и, исходя из заданных параметров, задавать конкретные вопросы, это поможет сделать максимально глубокое описание предмета. Примеры:

  • Тема игры - фрукты. Ведущий использует фигурки разных плодов или их изображения, демонстрируя поочередно каждый из них, просит участников игры описывать то, что они видят. Так, клубника - красная, спелая, с хвостиком, в точечку, сладкая, большая, чистая. Яблоко - зеленое, сочное, червивое, ароматное, вкусное, надкушенное и т. д.
  • Тема игры - игрушки. Снова можно взять и конкретные вещи детей, и карточки с изображениями. Игру можно усложнить, попросив детей использовать более сложную терминологию, а не просто говорить о размерах, цветах или форме предметов. Робот - трансформер, механический, электронный, говорящий.
  • Тема - быт. Это идеальная игра для дома, хотя в условиях учебных заведений она поможет раскрыть возможности детей. Здесь им нужно будет описать различную домашнюю утварь. Как правило, у детей это вызывает некоторые трудности, потому что приходится хорошенько подумать над свойствами и функциями знакомых, но редко используемых предметов.

Игра «Описание предметов» очень самодостаточна, но в нее интереснее будет играть, если доставать предметы из «волшебной» коробки или мешка. Этот фокус будет привлекать внимание детей и концентрировать их внимание на ведущем.

Усложняем правила

Еще один вариант игры - это когда ведущий задает детям наводящие вопросы. Они могут касаться совершенно разных характеристик предметов:

  1. Что это?
  2. Какова форма предмета, его цвет, наполнение, запах, вкус?
  3. Для чего нужна эта вещь, пользуются ли им люди дома, на работе и с какой целью?

Также можно предоставить участникам некоторое количество предметов или их изображений и предложить им рассортировать их по некому признаку - цвет, форма, предназначение. Установив для сортировки временной барьер, ведущий сделает игру динамичнее и азартнее.

Шиворот-навыворот

При игре в описание предметов развлечься можно, используя другую точку зрения. В этом случае ребенку нужно будет создать качественную характеристику вещи, согласно которой взрослый (или другой участник) должен отгадать конкретный предмет.

Этот вариант - подобие загадки, которую не нужно заучивать наизусть, а можно придумать самому. Командная игра выглядит так: выбирается ведущий, который перед своей группой описывает предмет, отгадывать могут или все вместе, или по очереди. Слова лучше всего заранее написать на карточках, а участникам раздать их непосредственно во время игры.

Основная цель подобных занятий с детьми - развитие их речи и смышлености. Кроме того, есть в них и другая практическая польза. Ребенок учится проводить элементарный анализ, причем с ростом его интеллектуальных способностей он будет сам повышать уровень своей игры.

Освоив первоначальные знания предметов и их свойств, можно попросить ребенка создать на основе всего лишь одного предмета или его изображения короткий рассказ. Чтобы преодолеть первую неловкость и непонимание со стороны участников, ведущему лучше показать реальный пример игрокам и создать описание предмета, который и выберут для своего учителя дети.

06.04.2013 7499 0

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ

КТО ЛУЧШЕ РАССКАЖЕТ?

Дидактическая задача : выявлять активный словар­ный запас детей; развивать связную речь.

Оборудование : набор сюжетных картинок, вымпел.

Примечание. Во второй половине учебного года картинки раздаются по порядку детям одного ряда, и они составляют последовательный рассказ. Можно предло­жить составить рассказ по одной картинке нескольким

ОПИШИ ПРЕДМЕТ

Дидактическая задача : учить описывать предмет, вы­деляя его существенные признаки; развивать интонаци­онную выразительность речи.

Оборудование : набор игрушек (6-8 шт.), муляжи овощей и фруктов.

Содержание . Выбрав одну игрушку, учитель предла­гает детям рассмотреть ее, вспомнить, что они знают о ней, и описать игрушку. Образец первого описания да­ет учитель. Затем описываются две игрушки одновре­менно (путем сравнения). Можно описать игрушку, не показывая ее. Кто угадает, о чем идет речь, становится «учителем». Впоследствии описываются любые знакомые, детям предметы (аквариум, телевизор, телефон и т. п.).

ГДЕ БЫЛ НОВИЧОК?

Дидактическая задача : учить детей вводить в рас­сказ элементы описания; узнавать объект по описанию.

Оборудование : книжки-малышки, фанты.

Содержание. Учитель говорит: «Представьте, что в наш класс пришел новый ученик. Ему очень понравилась наша школа. Пусть он расскажет, куда заходил, не на­зывая мест - мы сами догадаемся». Дети по очереди са­мостоятельно или с помощью учителя описывают столо­вую, библиотеку, учительскую, медкабинет. Если ребе­нок начнет описывать помещение, которого в школе нет, платит фант. За лучшее описание даются книжки-ма­лышки.

КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?

Дидактическая задача: упражнять детей в умении отвечать на вопрос полными предложениями; уточнить представления о временах года.

Оборудование: сюжетные картинки на тему «Време­на года».

КТО УВИДИТ БОЛЬШЕ ВСЕХ?

Дидактическая задача: выявлять активный словарь детей; развивать связную речь.

Оборудование: сюжетная картина.

Содержание. Учитель вывешивает перед детьми кар­тину и предлагает рассказать, что на ней изображено. Дети, не умеющие рассказывать, могут назвать два-три главных предмета. Дети с большим запасом слов назы­вают предмет, его действия или состояние. Дети, владе­ющие связной речью, могут составить четыре-пять пред­ложений. Игра продолжается, пока не будет названо все существенное.

В а р и ант. Дети рассматривают картину, затем она убирается. Ребята должны по памяти рассказать, что на ней изображено. Для контроля картина вывешивается еще раз.

ПРОЧИТАЙ И ОПИШИ

Дидактическая задача: упражнять детей в чтении слов разной структуры; учить связно описывать предмет, не называя его.

Оборудование: таблицы слов.

аист зубр яблоки утюг

утка слон вишни телефон

дятел носорог сливы. телевизор и т. д.

Учитель показывает одно слово, дети должны про­честь его про себя и рассказать, что они знают об этом предмете, например: «Это перелетная птица, с красным клювом и красными ногами. Водится в Белоруссии. Пи­тается лягушками. Гнезда вьет на верхушках деревьев и крышах домов». Слово-отгадка аист читается.

ОПИШИ, НЕ ВИДЯ

Дидактическая задача: совершенствовать умение описывать предмет, не видя его.

Оборудование: различные предметы, игрушки.

Содержание. Дети запоминают предметы, стоящие на полочке, затем отворачиваются. Один из предметов уби­рается. Ребенок должен определить, какого предмета не стало, и описать его несколькими фразами. Первоначально предметов на полочке должно быть не больше четырех, в дальнейшем число их увеличивается до шести-восьми. Предметы могут быть подобраны так, чтобы в их названии содержались определенные звуки. Лучшие ответы поощряются.

СОСТАВЬ ЗАГАДКУ

Дидактическая задача: увеличивать активный сло­варный запас детей; учить описывать предмет, выделяя его характерные свойства.

Оборудование: знакомые предметы и игрушки.

ПРИДУМАЙ НЕБЫЛИЦУ

Дидактическая задача: развивать монологическую речь, фантазию детей; помочь в поиске образных выражений.

Оборудование: звездочки.

ПРИГЛАСИ ГОСТЕЙ

Дидактическая задача: учить детей правильно описы­вать путь от дома до школы и обратно.

Оборудование: настолько-печатные игры по правилам дорожного движения.

Содержание. Игровая ситуация создается при помо­щи вопроса: кто хочет пригласить гостей и рассказать, как к нему добраться? Учитель дает образец рассказа. Далее ребенок сам называет улицы, по которым идет, указывает повороты, особые приметы тропинок и пере­улков и т. д. Учитель помогает детям, стараясь не нару­шать игровую ситуацию. Игра проводится в конце за­нятия. За лучшие рассказы дети получают настолько-печатные игры по правилам дорожного движения.

ПРО КУКЛУ

Дидактическая задача: развивать монологическую речь детей; вводить в их речь элементы повествования; проверить умение детей слышать в словах определен­ные звуки.

Оборудование: разные куклы.

Содержание. Дети придумывают рассказ из трех-че­тырех предложений про куклу Катю. В каждом предло­жении должно быть слово со звуком к . Учитель дает об­разец рассказа. Слова со звуком к анализируются. Кто придумает лучший рассказ, в этот день играет с куклой или дает ее поиграть другу. В дальнейшем дети приду­мывают рассказ про куклу Риту и т. д.

ПРИГОТОВИМ ОБЕД

Дидактическая задача: учить соблюдать последова­тельность в рассказе; развивать монологическую речь.

Оборудование: фанты.

МЕСТНОЕ РАДИО

Дидактическая задача: развивать связную речь, на­блюдательность, память; способствовать проявлению чувства юмора в детской речи.

Оборудование: фанты.

Содержание. Учитель говорит, что сегодня диктор сделает важное сообщение. Он будет описывать потеряв­шегося ребенка, а мы должны найти того, кто потерял­ся. Образец сообщения дает учитель (описывает кого-нибудь из детей), затем назначает диктора. Надо отме­тить характерные особенности внешности потерявшегося. Если диктор дал описание, по которому дети никого не узнали, они отвечают: «У нас такого ребенка нет!». Тог­да диктор платит фант. Фанты в конце игры разыгры­ваются.

КАКАЯ ИГРУШКА?

Дидактическая задача: дать образец последовательного ознакомления с предметом (со словесным его опи­санием); упражнять в умении обследовать и описывать аналогичный предмет.

Оборудование: две матрешки, два грузовика и т. д. (игрушки одинаковые, отличаются только деталями).

СОСТАВИМ РАССКАЗ ВМЕСТЕ

Дидактическая задача: вводить в речь детей элементы рассуждения (т. е. сообщения о фактах, находящихся в причинно-следственных отношениях); учить работать сообща.

Оборудование: набор картинок, сюжеты которых от­ражают трудовые процессы и отдых людей в разное время года: «Сенокос», «На почте», «День урожая» и др.

Описание - один из самых распространённых компонентов монологической авторской речи. В логическом плане описать явление - значит перечислить его признаки. Уже в риториках ХVIII века можно встретить определённые схемы построения таких текстов: 1 - определение; 2 - целое - части; 3 - внешние свойства (форма, материал); 4 - место; 5 - внутренние свойства: функции, употребление.

Конечно, тексты-описания весьма разнообразны в зависимости от целого ряда условий. Во-первых, большую роль играет сам объект описания: одушевлённый - неодушевлённый, портрет, пейзаж, событие и т.д. Во-вторых, очень важно, является ли описание статическим, то есть таким, которое прерывает развитие текста, или динамическим - обычно небольшим по объёму, которое не приостанавливает действия, а включено в событие. Наконец, принципиально значимыми являются цель описания, его функция и роль автора текста.

С этой точки зрения можно противопоставить фактографические и творческие тексты-описания.

Фактографические описания распространены в научно-технической сфере, инженерии, в инструкциях, технических руководствах, а также в различного рода справочных изданиях. Их отличает, с одной стороны, сухость, отсутствие эмоциональной оценочности, а с другой - полнота, чёткость, точность и последовательность.

Расположение частей в фактографических описаниях обычно таково: 1 - общее назначение (функция) предмета; 2 - его составные части, важные для адресата сообщения (в порядке убывающей важности), их назначение и работа. Обратите внимание на структуру текстов-описаний, представленных в инструкциях, словарях:

а) Карниз «Струна» предназначен для подвески штор из лёгкой ткани на одну струну [функция]. Он состоит из двух кронштейнов с элементами крепления капроновой струны и декоративных пластмассовых крышек [целое - части, свойства, функции частей].

б) Бузина чёрная - многолетнее растение, кустарник или деревце 3-10 м высотой [общая характеристика]. Ствол и ветви серые с чечевичками по коре. Листья супротивные, черешковые, непарно перистые. Цветки мелкие, душистые, желтовато-белые, в многоцветковых щитках. Плод - чёрно-фиолетовый, ягодновидный [составные части и их внешние свойства]. Лекарственным сырьём являются соцветия и плоды, высушенные в печках или сушилках [назначение].

в) Барсук - это довольно крупный, до 90 см (а с хвостом и более метра), зверь с серебристо-серой щетиной [общее описание]. От носа к затылку тянутся желтовато-белые полосы, а через глаза и уши - чёрная полоса. Лапы сильные с крепкими когтями [составные части и их характеристика]. Этими лапами он роет норы, ловко выкапывает корешки, эти лапы служат ему и для обороны [назначение части].

Творческие описания обязательно содержат эмоциональный, эстетический, художественный элементы. При их составлении необходимо учитывать несколько общих правил: предмет нужно представить отдельно от других (выделить его) в его единстве, целостности; выявить характерные свойства, причём эти свойства не только наиболее значимы для рассказчика, но и не оставят адресата равнодушным.

При описании предмета речи очень важен выбор главной, характерной черты, детали, делающей предмет интересным. При этом необходимо найти точное, яркое сравнение, то есть создать образ, основанный именно на этой характерной черте, существенном признаке предмета. Не менее важен и выбор точки зрения, направления «взгляда» на предмет.

Наиболее типичной является следующая структура творческого текста-описания. Сначала даётся общая картина окружающего (место, время и т.д.), потом взгляд как бы фокусируется на предмете и даётся его характеристика. Для создания яркого, эмоционального образа необходимо сохранить динамизм описания.

Так, если это пейзажная зарисовка, т.е. предмет «бездействует» (например, озеро, холм и т.д.), то могут быть описаны перемены в нём в разное время. Яркий пример такого описания можно обнаружить в рассказе И.С. Тургенева «Ермолай и мельничиха» (обратите внимание на то, как меняется «направление взгляда» рассказчика; насколько разнообразны «чувственные» источники создания образа - зрительные, слуховые, обонятельные и т.д.):

За четверть часа до захождения солнца, весной, вы входите в рощу с ружьём, без собаки. Вы отыскиваете себе место где-нибудь подле опушки, оглядываетесь, осматриваете пистон, перемигиваетесь с товарищем. Четверть часа прошло. Солнце село, но в лесу ещё светло; воздух чист и прозрачен; птицы болтливо лепечут; молодая трава блестит весёлым блеском изумруда... вы ждёте. Внутренность леса постепенно темнеет; алый свет вечерней зари медленно скользит по корням и стволам деревьев, поднимается всё выше и выше, переходит от нижних, почти ещё голых, веток к неподвижным, засыпающим верхушкам... Вот и самые верхушки потускнели; румяное небо синеет. Лесной запах усиливается, слегка повеяло тёплой сыростью; влетевший ветер около вас замирает. Птицы засыпают - не всё вдруг - по породам: вот затихли зяблики, через несколько мгновений малиновки, за ними овсянки. В лесу всё темней да темней. Деревья сливаются в большие чёрные массы; на синем небе робко выступают первые звёздочки. Все птицы спят. Горихвостки, маленькие дятлы одни ещё сонливо посвистывают... Вот и они умолкли.

Если объект речи - неодушевлённый физический предмет, состоящий из отдельных частей (например город, сад), то описываются эти части, картины с разных сторон. Примером такого рода описаний может служить краткая характеристика интерьера избы Хоря из рассказа И.С. Тургенева «Хорь и Калиныч» (обратите внимание, как подбор деталей описания позволяет выявить такие черты хозяина жилища, как основательность, хозяйственность, аккуратность, преобладание утилитарного над эстетическим):

Мы вошли в избу. Ни одна суздальская картина не залепляла чистых бревенчатых стен; в углу перед тяжёлым образом в серебряном окладе теплилась лампадка; липовый стол недавно был выскоблен и вымыт; между бревнами и косяками окон не скиталось резвых прусаков, не скрывалось задумчивых тараканов.

Если характеризуется «нравственный» предмет (роскошь, скромность, праздность и т.д.), то обычно описание даётся по принципу: «род» - «вид», «разновидности». При описании действующего лица обычно характеризуются его свойства и действия: одно за другим, постепенно и отдельно. Обратите внимание на ироническую характеристику помещика Полутыкина из того же рассказа И.С. Тургенева. Автор прямо не называет таких качеств героя, как бесхозяйственность, жадность, отсутствие чувства юмора, претензия на вкус, образованность при их полном отсутствии и т.д. И.С. Тургенев предпочитает сосредоточиться на деталях, проявлениях «разновидностей» этих «слабостей» мелкого калужского помещика:

В качестве охотника посещая Жиздринский уезд, сошёлся я в поле и познакомился с одним калужским мелким помещиком Полутыкиным, страстным охотником и, следовательно, отличным человеком. Водились за ним, правда, некоторые слабости: он, например, сватался за всех богатых невест в губернии и, получив отказ от руки и от дому, с сокрушённым сердцем доверял свое горе друзьям и знакомым, а родителям невест посылал в подарок кислые персики и другие сырые произведения своего сада; любил повторять один и тот же анекдот, который, несмотря на уважение г-на Полутыкина к его достоинствам, решительно никогда никого не смешил; хвалил сочинения Акима Нихимова и повесть Пинну; заикался; называл свою собаку Астрономом; вместо однако говорил одначе и завел у себя в доме французскую кухню, тайна которой, по понятиям его повара, состояла в полном изменении естественного вкуса каждого кушанья: мясо у этого искусника отзывалось рыбою, рыба - грибами, макароны - порохом; зато ни одна морковка не попадала в суп, не приняв вида ромба или трапеции. Но за исключением этих немногих и незначительных недостатков, г-н Полутыкин был, как уже сказано, отличный человек.

Наиболее разнообразны и индивидуальны описания в художественном произведении. Их структура, используемые средства определяются не только предметом речи, жанром, функцией в тексте, но и творческой манерой автора и т.д.

Вместе с тем в любом описании необходимо следить за тем, чтобы характеристика объекта речи соответствовала конкретной авторской задаче, была полной и точной, выделяемые детали отражали существенные признаки объекта. Самое главное - уметь выделить то свойство предмета, которое и делает его таковым. А потом использовать это свойство как стержень всей речи о предмете. При описании следует избегать излишней детализации, повторов и случайных, несущественных характеристик.

Класс: 2

Презентация к уроку


























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Научить описывать и определять предметы через их признаки.
  • Научить сравнивать предметы по их признакам.
  • Научить обобщать и классифицировать предметы по какому-либо признаку.

Предварительная подготовка:

1. Принести любые, легко описываемые по признакам предметы или картинки с их изображением, например: кусочек сахара, плитку шоколада, деревянную линейку, однотонную ученическую тетрадь и т.п.
2. Принести любые картинки для сравнения по парам, например: монета и пуговица, одинаковые по размеру два цветных карандаша, два мяча и т.п.

ХОД УРОКА

– Ребята, сегодня к нам на урок пришел Незнайка. Все мы знаем, что этот веселый коротышка хвастливый, но очень сообразительный. И он хочет научиться описывать предметы.
– Мы должны помочь Незнайке! Но для этого нам следует вспомнить – какие признаки мы изучили на прошлом уроке?
– Дети перечисляют по очереди признаки (свойства): цвет, форма, материал, размер, вес, вкус.
– Итак, что же значит описать предмет?!

Описать предмет – это значит объяснить, какой это предмет, перечислить как можно больше его признаков, т.е. подобрать как можно больше слов, которые отвечают на вопрос: «Какой это предмет?» (Слайд 3)

Задание «Опиши предмет» (Слайд 4)

– Давайте попробуем описать некоторые предметы, т.е. перечислить их признаки.

Учитель показывает детям различные карточки с предметами: сахар, шоколад, карандаш, тетрадь, монету, школьную доску…
Ученики должны перечислить как можно больше признаков этого предмета.

Например , шоколад – коричневый, сладкий, прямоугольный, твердый, съедобный.

– А теперь выполним аналогичное задание №9 в тетради.

Задание №9. (Слайд 5)

– Ребята, перед нами Буратино, друг Незнайки. Он очень хотел бы, чтобы мы помогли ему справиться с заданием – описать предметы: воздушный шарик и холодильник.
Ученики описывают (устно) каждый предмет. (Воздушный шарик – круглый, синий, легкий, резиновый; Холодильник – прямоугольный, белый, тяжелый, металлический).

– Сейчас немного отдохнем и поиграем. Для игры нам потребуются ваши ладошки.

Игра «Бывает – не бывает» (физпауза) (Слайд 6)

– Я сейчас буду называть предметы с их признаками, а вы будете сидеть тихо, если эти признаки бывают у предмета, и хлопать в ладоши, если их не бывает (можно воспользоваться карточками). А на экране в этом нам поможет волшебная палочка.

Например: сладкий лимон (хлопки), зеленое солнце (хлопки), черный виноград (бывает), белый котенок (бывает), деревянная ложка (бывает), добрый синий крокодил (хлопки)…

– Снова обратимся к тетради.

Задание №10. (Слайды 7, 8)

– Незнайка выполнил задание, но сомневается в правильности своих ответов. Давайте проверим!

Ученики должны раскрасить все флажки красным цветом, а затем изменять только требуемые признаки. Например, требуется изменить только цвет флажка, значит, дети должны нарисовать такой же флажок, но любого другого цвета, в следующем случае изменяют только форму флажка и т.д.

(Для учеников, которые работают быстрее, можно предложить выполнить задания под звездочкой и оценить 2-3 работы)

– Молодец, Незнайка! Справился с заданием, все выполнил верно!

Задание «Сравни предметы» (Слайд 9)

– Ребята, Буратино нашел карточки и хочет проверить, сможем ли мы назвать общие и различающие признаки пары предметов.
Учитель показывает детям пары предметов (картинки с предметами) и просит назвать общие признаки, а затем найти различающие их признаки. Например:

Монета и пуговица (одинаковы по цвету и форме, но различны по размеру и материалу)

Два мяча (одинаковы по форме и материалу, но различны по размеру и цвету)

Две тетради (одинаковые по форме, размеру и материалу, но различные по цвету)

Красный воздушный шарик и помидор (одинаковые по цвету, но разные по размеру, форме и материалу) и т.д.

– Вернемся к тетради.

Задание №11. (Слайд 10)

– Это задание аналогичное тому, что задал Буратино. Начнем сравнивать предметы с общих признаков, а затем найдем различающие их признаки.

Пример: Табуретки схожи всем, кроме формы, карандаши – всем, кроме размера, машины различаются только по цвету, следующие два предмета отличаются названием (зеркало и часы), вазы различаются размером и формой, а лопаты – размером, формой, цветом и, может быть материалом.

– Ребята, я думаю, Незнайка понял, что значит описать предмет. И теперь он хочет поиграть с нами в игру – наоборот. Незнайка будет перечислять признаки, а мы должны отгадать предмет. Все предметы спрятаны в волшебной шляпе.

Игра «Угадай предмет» (Слайд 11)

Максимально подробно описывается какой-либо предмет (только признаками), а ученики отгадывают его.

Например:

– фрукт: желтый, овальный, кислый (ЛИМОН);
– зверь: лесной, маленький, серый, колючий (ЁЖ);
– рыба: морская, большая, хищная, серая, зубастая, злая (АКУЛА);

– Ребята, Незнайка очень любит рисовать, но у него не всегда получается. Он хочет, чтобы мы нарисовали для него …(Работа в тетради)

Задание №12. (Слайд 12)

а) большой, круглый, желтый овощ (ТЫКВА);
б) маленький, круглый, серый, металлический предмет (МОНЕТА).

Задание №13. (Слайд 13)

– А еще Незнайка любит играть в разные игры. Но сейчас он потерял игрушку и просит нас найти ее: это красный, круглый, большой предмет (МЯЧ).

Задание «Выбери общее название и убери со стола лишние предметы» (Слайд 14)

Фрукты: яблоко, груша, абрикос.
Съедобные предметы: яблоко, мороженое, груша, абрикос, вишня.
Круглые предметы: яблоко, мяч.
Желтые предметы: абрикос, яблоко, груша.

– Мы знаем, что Незнайка большой шалун. Все пуговицы он собрал вместе. А по какому признаку теперь их разделить, совсем запутался. Давайте поможем ему разделить пуговицы и выясним, сколько групп у нас получилось. (Работа в тетради)

Задание №14. (Слайд 15)

– Сначала разделим пуговицы по одному признаку – по цвету, а затем по другому – по форме.

Ученики должны разделить одной линией пуговицы по цвету – желтые и зеленые, другой – по форме – овальные и круглые.

– Итак, у нас получились 4 группы: зеленые круглые, зеленые овальные, желтые круглые, желтые овальные. (Ученик должны самостоятельно сделать такой вывод).

Задание №15. (Слайд 16)

– Данное задание напоминает «…убери со стола лишние предметы». Поиграем с Незнайкой?
Нужно вычеркнуть лишний предмет и объяснить причину, т.е. назвать признак, который делает предмет лишним в данной группе:

1) Овальный шар, как единственный среди остальных круглых предметов;
2) Большой шар, т.к. он больше остальных предметов по размеру;
3) Синий шар, как единственный среди остальных желтых предметов;
4) Мяч, т.к. все остальные предметы – шары.

– Ребята, в следующих заданиях Незнайка предлагает нам дорисовать предметы. Я думаю, мы справимся и с этими заданиями.

Задание №16. (Слайд 17)

Дети должны определить закономерность расположения фигур и нарисовать следующую фигуру, сохранив эту закономерность. Определяем сначала форму следующей фигуры (круг), затем – цвет (зеленый).

Задание №17. (Слайд 18)

Из нижнего ряда предметов ученики должны выбрать предмет, который по какому-либо признаку может быть включен в верхнюю группу предметов. При этом следует проверить каждый предмет.

Ответы: красная чашка подходит только по цвету, монета – только по форме, а пуговица – и по цвету и по форме.

Итог урока:

– Итак, сегодня на уроке вместе с Незнайкой мы научились описывать и определять предметы через их признаки, сравнивать предметы по их признакам.

Домашнее задание: (Слайд 19)

Вспомним игру «Бывает – не бывает». В данном задании нужно на рисунке найти ошибки художника, т.е. то, чего «не бывает».

Карточки с заданиями (Слайды 21-26)

В конце урока учащимся раздаются карточки с заданиями в виде тестов на два варианта. Проверяется степень усвоения нового материала.

1 вариант: (Слайды 21-23)

2 вариант: (Слайды 24-26)

Литература:

  1. Методические рекомендации для учителя, 2 класс, А.В.Горячев, К.И.Горина, Н.И.Суворова.
  2. Информатика в играх и задачах, 2 класс, часть 2. А.В.Горячев, К.И.Горина, Н.И.Суворова.
  3. Информатика тесты, 2 класс, О.Н.Крылова.