Выход тео адорно - секреты бильдербергского клуба. Теодор адорно - биография Философия теодора адорно

Теодор Адорно (1903-1969) известен как крупный социолог, участвовав­ший в зарождении и становлении Франкфуртской школы. Родившись в Германии (во Франкфурте-на-Майне), он получил прекрасное музыкаль­ное образование, которое продолжал совершенствовать в Вене. Адорно
проходил обучение музыкальной композиции у одного из самых известных композиторов XX в. и основателей музыкального авангарда А. Шенберга. В молодые годы он проявил большой интерес к теоретическим занятиям философией, эстетикой, художественной и особенно музыкальной культу­
рой. Именно в этих областях науки он стал главным теоретиком Франк­фуртской школы. .

Особенно велики его достижения в области социологии музыки, где бы­ли написаны одни из первых и наиболее глубоких работ («Философия но­вой музыки», «Введение в социологию музыки» и др.). Благодаря активным занятиям в сфере музыкального искусства и критическим выступлениям в печати с анализом его произведений Адорно приобрел славу одного из веду­щих теоретиков музыки и музыкальных критиков Германии.

Защитив докторскую диссертацию, он готов был вести преподаватель­скую деятельность. Но приход Гитлера к власти круто изменил его судьбу, равно как и многих ученых-обществоведов, тем более людей еврейской на­циональности. Адорно был вынужден уехать из Германии. Сначала он ока­зался в Великобритании, а через четыре года - в США. В этой стране он вначале участвовал в проведении исследований в сфере музыкального ис­кусства на радио в рамках знаменитого проекта, которым руководил П. Ла-зарсфельд; Однако маркетинговая концепция проекта противоречила тео­ретическим установкам самого Адорно, и он, выйдя из проекта, переезжает в Калифорнийский университет, где работает вместе с М. Хоркхайм^ером.

После войны социолог возвращается во Франкфурт-на-Майне, где в университете имени Гёте ведет активную работу. Он участвует в ряде тео­ретических дискуссий (с К. Поппером, неопозитивистами, сторонниками реформы высшего образования ФРГ и др.) и, конечно же, принимает близ­ко к сердцу движение «новых левых». Критицизм этого движения оказыва­ется созвучным многим идеям Адорно, часть которых движение восприня­ло и сделало «своими», Сам социолог поддержал это движение на его первом этапе, однако постарался «откреститься» от него на втором этапе, когда оно стало откровенно нигилистическим и экстремистским. Студен­ческая молодежь отшатнулась от него, но в леворадикальной критической социологии его авторитет продолжал оставаться высоким еще долгое вре­мя после смерти, наступившей внезапно от сердечного приступа в августе 1969 г. Поэтому тезис о том, что он принял движение «новых левых» близ­ко к сердцу, можно толковать не только фигурально, но и буквально.


Социологическая проблематика нашла свое отражение в ряде круп­ных работ Адорно, в первую очередь в «Диалектике просвещения» (напи­санной совместно с Хоркхаймером и опубликованной в 1947 г.). В этой работе содержится, по существу, программное изложение неомарксизма, его социально-философских и социологических идей. Центральное место занимает в ней рассмотрение проблемы отчуждения как сквозной для всей капиталистической истории Запада Этот исторический процесс рас­сматривается как постепенная утрата человеком своей индивидуальной свободы в условиях усиливающегося безумия буржуазного общества. По­следнее Адорно характеризует как «неудавшуюся цивилизацию», отлича­ющуюся признаками «фашизоидности» (независимо от того, существуют ли в странах позднего капитализма фашистские режимы или нет).

Вслед за «Диалектикой просвещения» в 1950 г. выходит коллективный труд, выполненный при участии и под руководством Адорно, - «Автори­тарная личность». Эта работа создавалась на материалах конкретно-соци­ологических исследований, в основу которых была положена концепция авторитарной личности Фромма. Авторитарная личность рассматривав лась как один из наиболее характерных типов личности в условиях капи­талистического общества, а ее свойства и признаки анализировались с по­зиций их антигуманной направленности.

Одна из значительных сторон социологического творчества Адорно - его работы в области социологии музыки. Помимо названных выше, сле­дует упомянуть два труда, опубликованных друг за другом и повлиявших на развитие этой отрасли социологической знания, - «Призмы/Критика культуры и общество» (1955) и «ДиссонайсыГМузыка в управляемом ми­ре» (1956), В анализе музыки как социального явления проводится край­не важная идея о том, что определенные в^ды музыки можно рассматри­вать как моделирование процесса отчуждения (обесчеловечивания) человека, происходящего в условиях позднего капитализма. Как и анали­зу общества и его теорий, трактовке Социологом музыки также присущ критический характер. Процесс «подавления» личности «общественной тотальностью» в виде определенной музыки является одной из тем соци­ологии Адорно.

Критический характер его теоретических построений проявился наи­более ярко в «Негативной диалектике» (1966). Название книги отражает не столько название концепции, сколько ее характер» установку автора на критическое переосмысление диалектики как Гегеля, так и ряда мыслите­лей XX в. Под «негативной диалектикой» следует понимать критику тра­диционных понятий и категорий диалектики, абсолютизацию ее отрица­ющей функции, т.е. принципа негативности - в противоположность диалектическому принципу, согласно которому главное - не отрицание, а утверждение, использующее лишь в качестве одного из своих моментов отрицание.

Строго говоря, «негативная диалектика» была «изобретением» не только Адорно, но и всей Франкфуртской школы. При этом она не вы­ступала самоцелью и создавалась не ради исключительно формально-ло­гических упражнений с понятиями и категориями. Наиболее значимым было ее применение к отрицанию существовавших социально-экономи­ческих, культурных и духовно-идеологических реалий. Как отмечают ис­следователи творчества Франкфуртской школы в целом и Адорно в ча­стности, наиболее характерная черта этой диалектики - вульгарный социологизм. Такова точка зрения известного отечественного историка социологии Ю.Н. Давыдова. Характеризуя взгляды Адорно, он пишет: «Поскольку критика "угнетательского и эксплуататорского разума" в не­гативной диалектике... осуществляется главным образом посредством редукции логико-гносеологических понятий к определенным общест­венно-экономическим реалиям, характерная черта этой программы "кри­тического переосмысления" диалектики - вульгарный социологизм» {История теоретической социологии. 1998. С. 525]. Эта черта негативной диалектики, по существу, базировалась на изначальном признании фак­та эксплуатации человека человеком, его Подавления и угнетения.

Выход Тео Адорно

Ответственность за создание социальной теории рок–н–ролла лежит на Теодоре Адорно , немецком социологе, музыковеде и композиторе, «одном из основных философов франкфуртской школы социальных исследований, основанной британским «Фабианским обществом«[ 16] ». В 1939 году Адорно был направлен в США, чтобы возглавить Принстонский проект изучения радио, который являлся совместной попыткой Тавистока и франкфуртской школы установить контроль над массами. Этот проект финансировался Фондом Рокфеллера и был создан Хэдли Кэнтрилом, исследователем общественного мнения и консультантом Рузвельта, и Фрэнком Стэнтоном, который в 1940-е годы возглавлял информационный отдел, а затем стал главой радиовещательной компании CBS, а также президентом совета корпорации «Rand», тоже контролируемой Бильдербергским клубом. Целью проекта было изучение влияния радио на население, как в случае с радиопостановкой

Орсоном Уэллсом «Войны миров», знаменитого романа Герберта Уэллса, которая вызвала настоящую панику . Изучение отношения населения к радиопрограмме позволило вывести большинство основных законов влияния средств массовой информации на поведение больших групп населения в атмосфере информационной тревоги.

В частности, нацисты интенсивно использовали ради о пропаганду в качестве одного из важнейших средств промывания мозгов и сделали ее неотъемлемым элементом существования фашистского государства. Этот факт стал объектом изучения Тавистока и широко использовался в его собственных экспериментах. Целью данного проекта, как пишет Адорно в работе «Введение в социологию музыки» («Introduction to the Sociology of Music»), было «запрограммировать музыкальную массовую культуру как форму глобального социального контроля посредством постепенной деградации ее потребителей». «Обязательное отупение», которое, по плану Тавистока, должно стать основным результатом промывания мозгов, убийственный панк–рок и музыка ска, сопровождаемая соприкосновением тел, - это прямые последствия работы Адорно, который пишет: «Это процесс воображения, наполненный эмоциями. Слушатель, который запомнил хит, будет стремиться к идеальному субъекту этой песни, к человеку, который в ней идеализируется. В то же время, как одно из многих, кто идентифицирует себя с вымышленным субъектом, это музыкальное «я“, примкнув к обществу таких же «фанатов“, почувствует, что оно уже не так одиноко. Насвистывая песню, человек проходит ритуал социализации, хотя, несмотря на это ничем не обоснованное ощущение, он остается таким же одиноким, как и был […]. Сравнение с зависимостью неизбежно». Например, «алкоголики выходного дня» - это социально зависимые индивиды, которые пьют, когда выходят с друзьями, чтобы искусственно и ненадолго стать теми, кем они мечтают, - храбрыми, надежными и веселыми людьми. «Похожим явлением станет музыкальная зависимость», - утверждает Адорно. Данные исследования роли радио в жизни общества, опубликованные в 1939 году, подтвердили тезис «обязательного отупения». Они до сих пор служат учебником для тех, кто занимается промыванием мозгов. «Исследователи проекта [относительно влияния радио] доказали, что это средство информации настолько промывает мозги, что слушатели вообще перестают что–либо соображать, реагируя на формат, а не на содержание передачи».

По словам Пола Хирша, в докладе, подготовленном Институтом социальных исследований Мичиганского университета, «появление в послевоенные годы хит–парадов на радио превратило это средство массовой информации в учреждение культурного программирования. Радиостанции стали машинами, которые сутками прокручивали сорок лучших хитов». Когда на сцене появились «Beatles», Тависток понял, что нет лучшего инструмента для контроля над массами, чем «Тор 40» на радио. «Хит–парады, - пишет Хирш, - формируются, следуя абсолютно тем же принципам, что и ритуал жертвоприношения богине Исис в Египте, и преследуют те же цели: вербовка молодежи для дионисийской контркультуры». В действительности, по мнению автора, на сегодняшний день все и каждый из аспектов поп–культуры, начиная с фильмов и заканчивая книгами и музыкой, руководствуются использованием одного и того же принципа предварительного отбора.

  • Колледж Мёртон [d]
Значительные идеи Авторитарная личность , негативная диалектика , нонконформистский конформизм , культурная индустрия Оказавшие влияние Иммануил Кант , Г. В. Ф. Гегель , Сёрен Кьеркегор , Карл Маркс , Макс Вебер , Зигмунд Фрейд , Эдмунд Гуссерль , Макс Хоркхаймер , Вальтер Беньямин

Теодо́р Лю́двиг Ви́зенгрунд Адо́рно (нем. Theodor Ludwig Wiesengrund Adorno ; 11 сентября , Франкфурт-на-Майне , Германская империя , - 6 августа , Висп , Швейцария) - немецкий философ , социолог , композитор , музыковед . Представитель Франкфуртской критической школы .

Биография

Теодор Адорно родился в обеспеченной буржуазной семье еврейского (отец) и итальянского (мать) происхождения. Семья его отца, Оскара Александра Визенгрунда (1870-1946), переселилась во Франкфурт из городка Деттельбах во Франконии в конце XIX века и занималась виноторговлей. Торговую фирму Визенгрунд в Деттельбахе основал его отец Бериц Давид (впоследствии Визенгрунд) в 1822 году . Оскар Александр Визенгрунд значительно расширил фирму, экспортировал вино в Великобританию и Соединённые Штаты , и открыл филиал компании в Лейпциге . Семья матери Адорно - оперной певицы Марии Кальвелли-Адорно делла Пиана (1865-1952) - была итальянского происхождения и придерживалась католицизма . Её отец, уроженец южной корсиканской коммуны Афа Жан Франсуа Кальвелли (впоследствии Кальвелли делла Пиана), поселившись после женитьбы во Франкфурте, работал учителем фехтования . Родители поженились в 1898 году.

С 1913 по 1921 год Теодор Адорно, слывший в детстве вундеркиндом , учился в гимназии имени кайзера Вильгельма, которую окончил экстерном. Гимназистом он также поступил в местную консерваторию. В 15 лет сдружился с журналистом Зигфридом Кракауэром , ставшим его интеллектуальным наставником (несколько лет подряд они вместе по субботам читали «Критику чистого разума» Канта). Хотя Адорно никогда прямо не участвовал в политической жизни - в отличие, например, от своего коллеги по Франкфуртской школе Герберта Маркузе , бывшего депутатом Совета в дни Ноябрьской революции, - революционный настрой времени не обошёл его стороной. В последнем классе Адорно познакомился с книгами Дьёрдя Лукача и Эрнста Блоха , оказавшими на него большое впечатление.

В 1921 году Адорно поступил во Франкфуртский университет имени Иоганна Вольфганга Гёте , где изучал философию, музыковедение, психологию и социологию. Его научным руководителем стал неокантианец Ганс Корнелиус , один из основоположников гештальтпсихологии; на его семинаре он и познакомился со своим ближайшим товарищем Максом Хоркхаймером . В конце 1924 года он защитил диссертацию, посвящённую феноменологии Эдмунда Гуссерля .

В 1925 году он поселился в Вене, где изучал композицию у Альбана Берга , с которым познакомился годом раньше во Франкфурте, и брал уроки игры на фортепиано у Эдуарда Штойермана . Однако уже в 1926 году, разочаровавшись в иррационализме Венского музыкального кружка, вернулся во Франкфурт, где работал над диссертацией о мысли Имманиуила Канта и Зигмунда Фрейда («Концепция бессознательного в трансцендентной теории разума»), которая так и не была принята. С 1928 года примкнул к возглавляемому Максом Хоркхаймером Институту социальных исследований, на базе которого сформировалась «Франкфуртская школа» неомарксизма (формальным сотрудником стал числиться с 1938 года), а также публиковал статьи в издаваемом там «Журнале социальных исследований».

С начала 1920-х годов Адорно выступал в печати как музыкальный критик (свою первую критическую статью «Экспрессионизм и художественная правдивость» опубликовал уже в 17-летнем возрасте). С 1921 по 1932 год всего вышло порядка сотни музыковедческих статей Адорно (в 1928-1931 годах выступал также как редактор венского авангардистского музыкального журнала «Der Anbruch»). Первой философской публикацией стала габилитационная диссертация 1930 года «Конструкция эстетического у Кьеркегора», написанная под руководством теолога-экзистенциалиста и христианского социалиста Пауля Тиллиха .

По возвращении во Франкфурт Адорно преподавал в университете. Свою вступительную лекцию в качестве приват-доцента, тема которой была обозначена как «Актуальность философии», прочёл в мае 1931 года.

Искусство - это сфера, в которой воплощается «неидентичность» человека самому себе, она дает возможность выйти за пределы позитивности и стать доступным опыту иного.

Эстетика

Теория эстетики у Теодора Адорно представлена, прежде всего, тремя работами: «Философия новой музыки», «Введение в социологию музыки», «Эстетическая теория». Эстетическое учение не является самодовлеющем в философии Теодора Адорно, огромное содержательное значение играют понятия, развиваемые философом в других трудах, прежде всего в «Негативной диалектике». В частности, такие понятия как идентичность и неидентичность.

При написании своих работ по эстетике, Адорно вдохновлялся трудами Вальтера Беньямина , с которым он имел возможность общаться лично. Особенно повлияли на Адорно сочинения периода от «Происхождение немецкой барочной драмы» (1928) и до «Пассажей», работу над которыми Беньямин не успел завершить до конца своей жизни. Однако, реакция Адорно на работу Беньямина «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости» была достаточно негативной. В то время как Беньямин называл кино авангардным медиа и желал ему дальнейшего развития, Адорно видел в нём лишь избыток индустрии культуры .

Отправной точкой философских размышлений Адорно является предположение о фундаментальном различии между искусством и социальной реальностью . Он реконструирует историю и искусство методом «негативной диалектики», чтобы продемонстрировать общую тенденцию искусства к саморазрушению, доказать, что это является его внутренним законом. Для Адорно не может существовать чрезмерно исторического определения искусства, все идеи и теоремы философии искусства коренным образом истолковываются. Кроме того, Адорно трактует эмпирическое в искусстве как внеисторическое: его концепция применима как к классическому искусству, так и к искусству модернизма .

«Эстетическая теория»

Философ Гюнтер Фигаль считает главной работой Адорно его посмертно опубликованную «Эстетическую теорию», которую автор так и не успел завершить. Данная работа является попыткой обратить внимание на недоступный опыт индивидуального и неидентичного в искусстве. Здесь более последовательно, чем в других своих работах, Адорно использует свои основные понятия, вокруг которых он формирует свои размышления, передавая нам всю целостность его позиции. Германист Герхард Кайзер писал об «Эстетической теории» Адорно как о работе, в которой показаны все мотивы его мышления.

Для Гюнтера Фигаля центральным тезисом работы является понимание искусства как результата рационального построения, который гармонично объединяет различные виды материала (звуки, слова, цвета, дерево, металл и т.д.) в единое целое. В произведении искусства материал преобразуется в нечто индивидуальное и, таким образом, его неидентичность сохраняется . Несмотря на то, что произведение искусства продумано до мелочей, оно появляется таким же, как если бы его создавала природа, потому что богатая форма сама по себе относится к природе субъекта, будь то предчувственность или рефлекс. Адорно понимает искусство не как подражание природе, а как красоту природы, которая имеет влияние на людей, но из-за её «несовершенности» она ускользает от человеческого понимания .

Уже в вводном разделе «Эстетической теории» Адорно говорит о двойственном характере искусства как автономного и социального факта. Термин «социальный факт», введённый Эмилем Дюркгеймом , обозначает общественно значимое событие. Произведения искусства интегрированы в условия производства и в качестве продуктов социума также являются продающимися товарами. Их автономия социально определена и это с трудом вытесняется из общества. Автономия олицетворяет произведение, поскольку оно само по себе подчиняется своему собственному закону формы. Из этой автономии следует, что произведения искусства нефункциональны: социальная функция, которая может быть связана с произведениями искусства, отсутствует. В своей непримиримой оппозиции обществу искусство утверждает свою автономию, критикуя общество через само свое существование.

Философия музыки

В публикациях, посвященных творчеству современных немецких композиторов, музыка предстает той сферой искусства, в которой наиболее полно реализуется «неидентичность» в человеческой деятельности .

Общим элементом философии Теодора Адорно является борьба с тоталитарными формами сознания. Предзаданные формы тональности музыкального языка есть выражение тоталитарного характера общества. Теодор Адорно считал, что экспрессионизм музыки Шенберга пример выхода из этого замкнутого круга в искусстве. Поэтому критерием истинности искусства выступает актуализация конфликта между обществом и личностью. Его назначение философ видел в подлинном отображении проявлений антогонистических отношений между отдельным человеком и человеком как родом, его средство - бескомпромиссная форма. Адорно считал музыку Шенберга «ярчайшим свидетельством того, что в сфере искусства все еще обретают пристанище душевные порывы, которым уже нет места в бездушно-реалистичном современном мире» .

Таким образом, в области искусства и, в частности, музыки автор утверждает свободу индивидуального творчества без давления норм художественного выражения. Однако, существует упрек, что философ, способный постигать логику и скрытый смысл музыки, отказывался от своего дара, чрезмерно увлекаясь мотивами развенчания «ложного сознания».

Кроме прочего, мыслитель отмечает противоречие содержания и формы в произведениях искусства. Подчеркивается их взаимосвязь: форма - «выпавшее в осадок содержание», а духовное содержание производно от формы. Форма никогда не может быть чистой, тем, «чем она как форма хочет быть». Дух же произведения выходит за её пределы: «В диалектике формы и содержания весы, вопреки Гегелю, склоняются в сторону формы». Также в диалектике самой формы Адорно выделяет противоречии между выражением и конструкцией. Через выражение произведения форма связывается с содержанием, а посредством конструкции выделяется его целостность.

В результате, Теодор Адорно говорит об отсутствии единства в искусстве. Одно творчество предстает нам в роли «идеологического сознания» с его навязчивыми тоталитарными формами, другое - подлинное искусство с его свободой высказывания художника. Вклад Адорно в эстетике состоит в разработке диалектико-материалистической концепции искусства.

Адорно как музыкант

В 1925 г. в Вене брал уроки теории музыки и музыкальной композиции у Альбана Берга . Автор нескольких произведений - песен, камерной инструментальной и хоровой музыки, написанной в близкой экспрессионизму манере. В 1930-х гг. бросил сочинять (последнее законченное сочинение - 6 пьесок для оркестра op. 4 - датировано 1929 годом). Основной исполнитель и публикатор произведений Адорно для фортепиано - Мария Луиза Лопес Вито .

Памятник Адорно во Франкфурте-на-Майне

В 2003 к юбилею Теодора Адорно недалеко от университета во Франкфурте-на-Майне , где многие годы проходила преподавательская и научная деятельность философа, на площади его имени был установлен памятник - авторская работа русского художника Вадима Захарова , выигравшего перед этим международный конкурс на сооружение мемориала Теодора Адорно.

Памятник представляет собой стеклянный куб правильной формы на паркетной основе, внутри которого находятся рабочий стол и кресло философа. На столе - безмолвно стучащий метроном, подпирающий первое издание «Негативной диалектики». А ещё три странички, две рукописные и одна официальная, напоминающая какой-то документ, возможно, связанный, с вынужденным бегством Адорно из фашистской Германии. Две другие страницы - рукописи: фрагменты музыкального произведения Адорно-композитора и корректура философского текста. А ещё на столе стоит старого образца лампа светлого стекла, которая зажигается по вечерам.

На фундаменте вокруг памятника, на уровне земли, названия основных трактатов Адорно («Minima Moralia», «Философия новой музыки», «Негативная диалектика», «Эстетическая теория»), а дальше, по странной спирали, знаменитые афоризмы философа.

Одна из стеклянных поверхностей памятника, обращенная к Франкфуртскому университету, уже в дни сентябрьского юбилея 2003 года была разбита камнем, и по прозрачной плоскости прошла трещина.

В настоящее время памятник восстановлен в первоначальном виде.

Сочинения

  • Хоркхаймер Макс, Адорно Теодор В. Диалектика Просвещения: Философские фрагменты . - М. : Медиум, 1997. - 310 с. - ISBN 5-85691-051-6 ..
  • Адорно Теодор В. Избранное: Социология музыки . - М. : Университетская книга , 1999. - 445 с. - (Культурология. XX век). - ISBN 5-7914-0041-1 ..
  • Адорно Теодор В. Проблемы философии морали : Пер. с нем; [пер. с нем. М. Л. Хорькова]. - М. : Республика , 2000. - 238 с - (Библиотека этической мысли). - ISBN 5-250-02744-X .
  • Беньямин В., Адорно Т. Из переписки с Теодором В. Адорно // Беньямин В. Франц Кафка = Franz Kafka / Пер. М. Рудницкого. - М.: Ad Marginem , 2000. - 320 с - (Философия по краям.) - ISBN 5-93321-015-3 .
  • Адорно Теодор В. Эстетическая теория: Пер. с нем = Ästhetische Theorie / Пер. с нем.. - М. : Республика, 2001. - 526 с. - (Философия искусства). - ISBN 5-250-01806-8 ..
  • Адорно Теодор. Исследование авторитарной личности . - М. : Серебряные нити , 2001. - 416 с.
  • Адорно Теодор В. Философия новой музыки : пер. с нем. - М. : Логос , 2001. - 343 с - (Сигма). - ISBN 5-8163-0013-X .
  • Адорно Теодор. Негативная диалектика . - М. : Научный мир, 2003.
  • Адорно, Т. Оглядываясь на сюрреализм / Перевод с нем. и прим. И. Болдырева // Синий диван . - 2006. - Выпуск VIII.
  • Адорно Теодор В. Негативная диалектика: Пер. с нем. - М. : Академический проект , 2011. - 538 с. - (Философские технологии). - ISBN 978-5-8291-1250-9 ..
  • Адорно Теодор. К логике социальных наук // Вопросы философии , 1992, № 10.
  • Adorno T. W. . Mahler: Eine musikalische Physiognomik

Примечания

  1. идентификатор BNF : платформа открытых данных - 2011.
  2. Roux P. d. Nouveau Dictionnaire des œuvres de tous les temps et tous les pays - 2 - Éditions Robert Laffont , 1994. - Vol. 1. - P. 19. - ISBN 978-2-221-06888-5
  3. Theodor W. Adorno - 2010.
  4. Адорно Теодор // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров - 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия , 1969.

АДОРНО (Adorno) Теодор (Визенгрунд-Адорно, Wiesengrund-Adorno) (11.9.1903, Франкфурт-на-Майне - 6.8.1969, Фисп, Швейцария), немецкий философ, социолог, музыковед, композитор, ведущий представитель франкфуртской школы (наряду с М. Хоркхаймером). В 1921-24 годах учился во Франкфуртском университете, в 1925 году изучал композицию у А. Берга в Вене. В 1928-31 годах редактор венского авангардистского музыкального журнала «Der Anbruch». В 1931-33 годах доцент Франкфуртского университета (с 1950 года профессор). В 1934-37 годах - в Великобритании, в 1938-49 годах - в США. С 1949 года во Франкфурте-на-Майне, руководитель Института социальных исследований (с 1953 года), председатель Немецкого социологического общества (с 1963 года).

В критике культуры и общества, развитой Адорно, сплетаются многообразные идейные источники: гегелевская диалектика господства и рабства, теория товарного фетишизма и овеществления человеческих отношений К. Маркса (в неомарксистской интерпретации Д. Лукача), концепция «рациональности» М. Вебера, психоанализ З. Фрейда, равно как опыт художественного авангарда первых десятилетий 20 века. В программном сочинении «Диалектика Просвещения. Философские фрагменты», созданном совместно с М. Хоркхаймером в 1939-44 годах («Dialektik der Aufklarung. Philosophische Fragmente», 1947 год; русский перевод 1997 год), анализируются внутренние противоречия исторического процесса «рационализации» («просвещения»), восходящего к истокам европейской цивилизации (Одиссей как парадигматическая фигура становления индивидуального самосознания и «демифологизации» мира) и достигающего кульминации в Новое время: прогресс в рациональном овладении природой сопровождается превращением разума в простой инструмент господства, подавлением внутренней (человеческой) природы, отчуждением человека от самого себя. С торжеством инструментального отношения к миру средства становятся целью, а «просвещение» обращается в «миф». В центре внимания Адорно - регрессивные социально-антропологические изменения (отмирание рефлексии, замена её стереотипными реакциями и мысленными клише и тому подобное), связанные со стандартизацией отношений в монополистическом «управляемом обществе» и развитием массовой культуры. В период пребывания в США Адорно и его сотрудниками было проведено социологическое и психоаналитическое исследование разных типов личности с точки зрения предрасположенности к принятию «демократического» или «авторитарного» руководства («The Authoritarian personality», 1950 год).

Критикуя неопозитивистский идеал «научной» философии как нейтрального описания сущего (в 1961 году Адорно выступил оппонентом К. Поппера в так называемом споре о позитивизме в немецкой социологии), а также реставрацию онтологии в феноменологии Э. Гуссерля и экзистенциализме («Zur Metakritik der Erkenntnistheorie», 1956 год), Адорно развивает идеи антисистематической «отрицательной диалектики» («Negative Dialektik», 1966 год), в которой сливаются теоретико-познавательные и социально-критические мотивы.

У Адорно, в отличие от Г. В. Ф. Гегеля, отрицание перестаёт быть моментом перехода к какому-либо новому синтезу - оно выступает и как релятивирование всякой замкнутой системы понятий, и как отрицание наличной действительности во имя конкретной возможности «утопии», не формулируемой в виде какой-либо позитивной модели. Неотъемлемая от критической рефлексии «устремлённость к иному», сопровождающая представление о мировой истории как перманентной катастрофе, восходит к традиции иудейского мессианизма, воспринятого Адорно в его секуляризованной форме через Э. Блоха и В. Беньямина.

В противостоянии абстрактной систематике «идентифицирующего мышления» Адорно вслед за В. Беньямином видит цель философии в раскрытии индивидуальной специфики единичного и особенного, выявлении с помощью свободной «констелляции» понятий («ансамбля моделей») «непонятийного», «нетождественности» предмета самому себе в перспективе его возможного бытия «иным». Однако наиболее адекватно опыт «нетождественного» может передать, согласно Адорно, искусство - «наместник» природы в её неподавленной индивидуальности, «социальная антитеза обществу, непосредственно не выводимая из него» («Asthetische Theorie», 1990 год, S. 19). «Опосредованная непосредственность» искусства, определяемая конфигурацией его полярных начал - миметически-выразительного и конструктивно-рационального, «являет» истину, не высказывая её: в силу непонятийного языка искусства явленное им требует интерпретации, никогда ею не исчерпываясь.

В концепции «новой музыки» как протокольной фиксации «непросветлённого страдания» - в противоположность гармоническому преображению страстей, свойственному классической музыке («Философия новой музыки», «Philosophie der neuen Musik», 1949 год; русский перевод 2001 год), Адорно исходит из опыта композиторов новой венской школы А. Шёнберга (его монодрама «Ожидание» - «сейсмограмма травматического шока»), А. Берга, А. Веберна. Считая необратимой тенденцию имманентного развития музыкального материала к интеграции всех его отдельных параметров, достигающую кульминации в двенадцатитоновой технике Шёнберга (возврат к «свободной атональности» предшествующего периода был бы, согласно Адорно, регрессом), Адорно отвергает реставрацию отживших музыкальных форм, характерную, например, для неоклассицизма, и выступает с критикой формирующегося в лоне массовой музыкальной культуры «регрессивного слышания», диссоциирующего воспринятое на стереотипные элементы и не способного к восприятию художественной формы как целого («Диссонансы. Музыка в управляемом мире», «Dissonanzen. Musik in der verwalteten Welt», 1956 год). Проблематичной предстаёт у Адорно выдвинутая им идея «неформальной музыки» («Vers une musique informelle», 1961 год), преодолевающая контроверзу «тотального детерминизма» додекафонии и серийной музыки и «абсолютной случайности» алеаторики.

Автор ряда музыкальных произведений (песни на слова С. Георге, Г. Тракля, О. Кокошки, Г. Хайма, Б. Брехта, камерная музыка, сочинения для оркестра и хора). Был музыкальным консультантом Т. Манна в его работе над романом «Доктор Фаустус». Свойственные Адорно стремление к максимальной концентрации изложения и афористическая лаконичность стиля сложились под влиянием австрийского писателя и публициста К. Крауса.

Соч.: Gesammelte Schriften. Fr./М., 1970-1986. Bd 1-20; Kompositionen / Hrsg. von Н.-К. Metzger, R. Riehn. Miinch., 1980. Bd 1-2; Избранное: Социология музыки. М.; СПб., 1999; Проблемы философии морали. М., 2000; Исследование авторитарной личности. М., 2001 (соавт.); Эстетическая теория. М., 2001; Негативная диалектика. М., 2003.

Лит.: Grenz Fr. Adornos Philosophie in Grundbegriffen. Fr./М., 1975; Rose G. The melancholy science. An introduction to the thought of Th. W. Adorno. L. е. а., 1978; Adorno und die Musik. Graz, 1979; Materialien zur asthetischen Theorie Th. W. Adornos. Konstruktion der Moderne. Fr. / М., 1980 (библ.); Friedenburg L. von, Habermas J. AdomoKonferenz 1983. Fr./М., 1983 (библ.); Mul ler U. Erkenntniskritik und Negative Metaphysik bei Adorno. Fr./М., 1987; Kager R. Herrschaft und Versohnung. Einfuhrung in das Denken Th.W. Adornos. Fr./М.; N.Y., 1988; Th. W. Adorno. Der Komponist. Munch., 1989; Scholze В. Kunst als Kritik: Adornos Weg aus der Dialektik. Wurzburg, 2000.

Смотри также литературу при статье Франкфуртская школа.

Адорно Т.

(Adorno) Теодор (фам. отца Визенгрунд, Wiesengrand; А. - фам. матери) (11 IX 1903, Франкфурт-на-Майне- 6 VIII 1969, Бриг, Швейцария) - нем. философ, социолог, музыковед и композитор. Изучал композицию у Б. Секлеса и А. Берга, фп. - у Э. Юнга и Э. Штойермана, а также историю и теорию музыки в Венском ун-те. В 1928-31 ред. венского муз. журн. "Anbruch", в 1931-33 доцент Франкфуртского ун-та. Изгнанный из ун-та нацистами, эмигрировал в Англию (после 1933), с 1938 жил в США, в 1941-49 - в Лос-Анджелесе (сотрудник Ин-та обществ. наук). Затем возвратился во Франкфурт, где был профессором ун-та, одним из рук. Ин-та социологических исследований.
А. - разносторонний учёный и писатель-публицист. Его философские и социологич. труды являются в ряде случаев и музыковедческими исследованиями. Уже в ранних статьях А. (конец 20-х гг.) ярко выразилась социально-критич. тенденция, осложнённая, однако, проявлениями вульгарного социологизма. В годы амер. эмиграции наступило окончательное духовное созревание A., сформировались его эстетич. принципы. В период работы писателя Т. Манна над романом "Доктор Фаустус" А. был его помощником и консультантом. Описание системы серийной музыки и критики её в 22-й главе романа, а также замечания о муз. языке Л. Бетховена основаны целиком на анализах А. Выдвинутой А. концепции развития муз. иск-ва, анализу западноевроп. культуры посвящён ряд книг и сб. статей: "Очерк о Вагнере" (1952), "Призмы" (1955), "Диссонансы" (1956), "Введение в музыкальную социологию" (1962) и др. В них А. предстаёт как острый в своих оценках учёный, приходящий, однако, к пессимистич. выводам о судьбе западноевроп. муз. культуры. Круг творческих имён в трудах А. ограничен. Он ориентируется гл. обр. на творчество А. Шёнберга, А. Берга, А. Веберна, редко упоминая не менее крупных композиторов. Неприятие его распространяется на всех, сколько-нибудь связанных с традиционным мышлением композиторов. Он отказывает в положительной оценке творчества даже таким крупнейшим композиторам, как С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, П. Хиндемит, А. Онеггер. Его критика направлена также и на послевоенных авангардистов, к-рым А. ставит в вину утрату естественности муз. языка и органичности худож. формы, связанность математич. расчётом, что приводит на практике к звуковому хаосу. С ещё большей непримиримостью обрушивается А. на т. н. "массовое" иск-во, служащее, по его мнению, духовному порабощению человека. А. полагает, что истинное иск-во должно быть в постоянном конфликте и с массой потребителей, и с аппаратом гос. власти, регламентирующим и направляющим официальную культуру. Однако иск-во, противостоящее регламентирующей тенденции, оказывается, в понимании A., узкоэлитарным, трагически изолированным, убивающим в себе жизненные истоки творчества. В этой антитезе проявляется замкнутость и бесперспективность эстетико-социологич. концепции А. Его философия культуры имеет преемственные связи с философией Ф. Ницше, О. Шпенглера, X. Ортега-и-Гассета. Нек-рые её положения сформировались как реакция на демагогическую "культурную политику" национал-социалистов. Схематизм и парадоксальность концепции А. отчётливо сказались в его книге "Философия новой музыки" (1949), построенной на сопоставлении творчества А. Шёнберга и И. Стравинского. Экспрессионизм Шёнберга, как утверждает A., ведёт к распаду муз. формы, к отказу от создания композитором "законченного опуса". Целостное же замкнутое худож. произв., по мнению A., уже своей упорядоченностью искажает действительность. С этой точки зрения А. критикует неоклассицизм Стравинского, к-рый якобы отражает иллюзию примирения индивидуальности и об-ва, превращая иск-во в ложную идеологию. А. считал закономерным абсурдное искусство, оправдывая его существование бесчеловечностью общества, в к-ром оно возникло. Истинное произв. иск-ва в совр. действительности, по мнению A., может оставаться лишь разомкнутой "сейсмограммой" нервных шоков, неосознанных порывов и смутных движений души.
А. - крупный авторитет в совр. зап. муз. эстетике и социологии, убеждённый антифашист и критик бурж. культуры. Но, критикуя бурж. действительность, А. не принимал идеи социализма, они остались чужды ему. В ряде выступлений А. проявилось враждебное отношение к муз. культуре СССР и др. социалистических стран. Его протест против стандартизации и коммерциализации духовной жизни звучит остро, однако позитивное начало эстетич. и социологич. концепции А. выявлено значительно слабее, менее убедительно, чем начало критическое. Отвергая и совр. бурж. идеологию и идеологию социалистическую, А. не видел реального выхода из духовного и социального тупика совр. бурж. действительности и остался по сути дела во власти идеалистич. и утопич. иллюзий о "третьем пути", о некой "иной" социальной действительности.
А. - автор муз. произв.: романсов и хоров (на тексты С. Георге, Г. Тракля, Т. Дёйблера), пьес для оркестра, обработок франц. нар. песен, инструментовок фп. пьес Р. Шумана и др.
Литературные сочинения : Philosophie der neuen Musik, Tьbingen, 1949; Versuch ьber Wagner, Frankf., 1952; Prismen, Frankf./M., 1955; Dissonanzen, Cцttingen, 1956; Klangfiguren, B.-Frankf., 1959; Mahler. Eine musikalische Physiognomik, Frankf./M., 1960; Einleitung in die Musiksoziologie, Frankf., 1962, и др. Литература : Манн Т., История "Доктора Фаустуса". Роман одного романа, гл. V, Собр. соч., т. IX, М., 1960; Давыдов Ю. Н., Искусство и элита, гл. V: Развитие элитарной концепции искусства на основе буржуазной философии истории и социологии XX века, М., 1966; его же, Негативная диалектика "негативной диалектики" Т. Адорно, "СМ", 1969, NoNo 7, 8; Золтай Д., Музыкальная культура современности в зеркале эстетики Т. Адорно, "Вопросы философии", 1968, No 3. О. Т. Леонтьева.


Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973-1982 .

Смотреть что такое "Адорно Т." в других словарях:

    Адорно, Теодор Теодор Адорно Theodor Ludwig Wiesengrund Adorno … Википедия

    - (Adorno) Визенгрунд Адорно Теодор (11.09.1903, Франкфурт на Майне 6.08.1969, Фисп, Швейцария). Немецкий социальный философ, социолог искусства (главным образом музыки) и литературы. Один из ведущих представителей франкфуртской школы неомарксизма … Энциклопедия социологии

    - (Adorno), Визенгрунд Адорно (Wisengrund Adorno) Теодор (1903 1969) нем. философ и социолог, один из ведущих представителей франкфуртской школы. С приходом в Германии к власти нацизма А. с 1934 в эмиграции в Англии, с 1938 в США. В 1949… … Философская энциклопедия

    Визенгрувд Адорно (Wiesengrund Adorno) Теодор (1903 1969) нем. философ, представитель франкфуртской школы, культуролог, социолог искусства. Учился в Венском ун те; изучал муз. композицию у композитора А. Берга, ученика А. Шёнберга. С 1931 … Энциклопедия культурологии

    - (Adorno) (Визенгрунд Адорно) Теодор (1903 69), немецкий философ, социолог, музыковед. Представитель франкфуртской школы. Выступил с критикой культуры и общества (Диалектика Просвещения, 1948, совместно с М. Хоркхаймером) и идеями отрицательной… … Современная энциклопедия

    - (Adorno), ВИЗЕНГРУНД АДОРНО (Wiesengrund Adorno) Теодор (1903 1969) немецкий философ, социолог, музыковед, композитор. Один из ведущих представителей Франкфуртской школы, внес крупный вклад в эстетику модернизма. Творческую деятельность А. начал… … История Философии: Энциклопедия

    - (Adorno), Визенгрунд Адорно (Wiesengrund Adorno) Теодор (1903 1969) немецкий философ, социолог, музыковед, композитор. Один из ведущих представителей Франкфуртской школы, внес крупный вклад в эстетику модернизма. Творческую деятельность А. начал… … Новейший философский словарь

    Адорно - «Негативная диалектика» В «Негативной диалектике» (1966) Адорно (1901 1969) делает выбор в пользу Гегеля как диалектика, но не систематика. Ему импонирует диалектика «Феноменологии духа» в отличие от «Логики» и «Философии права» с их… … Западная философия от истоков до наших дней

    - (Adorno) Теодор [фамилия отца Визенгрунд (Wiesengrund); А. фамилия матери] (11.9.1903, Франкфурт на Майне, 6.8.1969, Бриг, Швейцария), немецкий философ, социолог и музыковед. В 1931 33 доцент Франкфуртского университета. После 1933 в… … Большая советская энциклопедия

    Адорно Т. - АДÓРНО (Adorno) (Визенгрунд Адорно) Теодор (1903–69), нем. философ, социолог, музыковед, представитель франкфуртской школы. С 1934 в эмиграции в Великобритании, с 1938 – в США; с 1949 – во Франкфурте на Майне. Выступил с критикой… … Биографический словарь

Книги

  • Теодор Адорно. Избранное. Социология музыки , Теодор Адорно. Теодор Визенгрунд-Адорно - немецкий философ, социолог, музыковед, культуролог. Учился в Венском университете, изучал музыкальную композицию у А. Берга, ученика А. Шенберга. С 1931 г.…